Шут Тантрис
Драма Э. Хардта; перевод П. П. Потемкина (редактировался М. А. Кузминым, Вяч. И. Ивановым)


Режиссер ........................................... В. Э. Мейерхольд
Художник ........................................... А. К. Шервашидзе
Композитор ................................................. М. А. Кузмин



Александринский театр
Премьера 9 марта 1910 года

Экземпляр пьесы был отправлен на рассмотрение Санкт-Петербургского Отделения Театрально-Литературного Комитета вне очереди

12 января 1910 года по распоряжению Дирекции Императорских театров . Исправлен редакцией

Обозрение театров. 1910. № 1008
А. Ростиславов. Ю. М. Юрьев в роли короля Марка. Рис. (Театр и искусство. 1910. №12)
А. Ростиславов. Ю. М. Юрьев в роли короля Марка. Рис. (Театр и искусство. 1910. №12)
А. Любимов. М. А. Ведринская в роли Изольды. Шарж. (Театр и искусство. 1910. №12)
А. Любимов. М. А. Ведринская в роли Изольды. Шарж. (Театр и искусство. 1910. №12)
А. Ростиславов. Сцена из третьего действия. Рис. (Театр и искусство. 1910. №12)
А. Ростиславов. Сцена из третьего действия. Рис. (Театр и искусство. 1910. №12)

Театр и искусство. 1910. № 12


А. К. Шервашидзе. Эскиз костюма Огрина
А. К. Шервашидзе. Эскиз костюма Огрина
А. К. Шервашидзе. Эскиз костюма Изольды
А. К. Шервашидзе. Эскиз костюма Изольды
А. К. Шервашидзе. Эскиз костюма Тантриса
А. К. Шервашидзе. Эскиз костюма Тантриса

А. К. Шервашидзе. Эскизы костюмов Огрина, Изольды, Тантриса

Из дневников В. А. Теляковского
«Присутствовал в Александринском театре на пьесе „Шут Тантрис“. На спектакле присутствовали Государыня Императрица Мария Федоровна и Великая Княгиня Мария Александровна. Императрице очень понравилась как пьеса, так и исполнение, в каждом антракте она хвалила. Настолько были заинтересованы, что просили дать им читать саму пьесу. Я принес статью „Обозрения театров“, и в антракте Великий Князь Дмитрий Павлович прочитал статью. Постановка, режиссирование и группы также очень понравились»*.
Теляковский, В. А. Дневники Директора Императорских театров, 1909-1913, Санкт-Петербург. Москва, 2016. С. 165.

А. Любимов. рисунок Группы прокаженных из 3-го действия (Театр и искусство. 1910. №12)

Обозрение театров. 1910. № 1008


Театр и искусство. 1910. №12

А. К. Шервашидзе. Эскиз скамьи
А. К. Шервашидзе. Эскиз скамьи
А. К. Шервашидзе. Эскиз светильника
А. К. Шервашидзе. Эскиз светильника
А. К. Шервашидзе. Эскиз бутафории (Собака Петикрю)
А. К. Шервашидзе. Эскиз бутафории (Собака Петикрю)
А. К. Шервашидзе. Эскиз трона короля
А. К. Шервашидзе. Эскиз трона короля
А. К. Шервашидзе. Эскиз бутафории (сосуд для вина)
А. К. Шервашидзе. Эскиз бутафории (сосуд для вина)

А. К. Шервашидзе. Эскизы мебели и бутафории

Е. А. Зноско-Боровский о спектакле
«Уже одна из первых его [Мейерхольда] постановок на казенной сцене, посвященная варианту легенды о Тристане и Изольде, дала очень счастливое, хоть и частичное применение элементов движения, именно в сценах, где являются прокаженные, которым в жертву отдал король Марк Изольду Белокурую. Стремительность их движений, повторность их жестов, нарастающий напряженный ритм, увлекающий их к овладению ею, переданы были с большим и жутким пафосом, опять-таки показывающим, сколько средств воздействия театр имеет вне всяких натуралистических точных подробностей»*.
Зноско-Боровский Е. А. Русский театр начала ХХ века. М., 2014. С. 285.