Красный кабАЧок
Пьеса Ю. Д. Беляева



Режиссер ............................. В. Э. Мейерхольд
Художник .................................... А. Я. Головин
Композитор .................................. М. А. Кузмин



Александринский театр
Премьера 23 марта 1911 года

Из дневников В. А. Теляковского
«В 5 часов у меня был Беляев и читал свою новую пьесу „Красный кабачок“ в присутствии Котляревского, Мейерхольда, Петровского, Озаровского, Дарского и Головина. На всех пьеса произвела хорошее впечатление, и я принял ее к постановке. Ставить будет Мейерхольд
и играть в ней роль Мюнхаузена, декорацию взялся написать Головин»*.

Режиссерский экземпляр пьесы Ю. Д. Беляева «Красный кабачок», содержащий записи,

сделанные рукой Вс. Мейерхольда


Монтировка спектакля

А. Я. Головин. Эскиз кресла
А. Я. Головин. Эскиз кресла
А. Я. Головин. Эскиз парика и грима для В. Н. Давыдова
А. Я. Головин. Эскиз парика и грима для В. Н. Давыдова
А. Я. Головин. Эскиз костюма для Ю. М. Юрьев
А. Я. Головин. Эскиз костюма для Ю. М. Юрьев

А. Я. Головин. Эскизы мебели, парика и грима, костюма

Обозрение театров. 1911. № 1310

Теляковский, В. А. Дневники Директора Императорских театров, 1909-1913, Санкт-Петербург. Москва, 2016. С. 62, 63.
Ю. Д. Беляев
Ю. Д. Беляев

Обозрение театров. 1911. № 1310

Нестор Александрович Котляревский
Заведующий репертуаром Александринского театра с 1908 по 1917 год
Андрей Павлович Петровский
Артист и режиссер Александринского театра с 1904 по 1915 год
Юрий (Георгий) Эрастович Озаровский
Артист Александринского театра с 1892 по 1915 года, режиссер Александринского театра с 1902 года
Михаил Егорович Дарский (наст. фам. Псаров)
Артист Александринского театра с 1902 по 1929 год
Александр Яковлевич Головин
Главный декоратор петербургских Императорских театров с 1902 года
Обозрение театров. 1911. 23 марта (№ 1350). С. 9, 10.
С. В.
Прекрасная фрау Ложь!
(«Красный кабачок» Юр. Беляева)
Репетилов мелок. Вся его надежда по пьяному делу:
 – Совру – простят!
Не совсем по-пьяному. Это у нас почему-то Репетилова играют мертвецки пьяным. От шампанского лишь проясняются мысли и играет, искрится фантазия...
Есть другая ложь, которая не нуждается в прощении, о которой – молят.
Барон Мюнхаузен – велик, царственен. Он пьян выдумкой. Столетними народными присказками, к которым всегда влечет бодрый дух народа, способный из самого себя, уподобляясь богам, творить особый мир, живой, хотя и не существующий, где все законы бытия подчинены великой мощи желаний человеческих, где человек – царь и бог, торжествующий над угнетающей его наяву природой.
Псалмопевец говорил:
– Человек есть ложь.
И поэт предпочитал: темам низких истин – нас возвышающий обман.
– Ложь моя царствует на свете... Ложь, выдумка, фантазия!.. Она управляет миром! Чтобы сотворить человека, надо было сначала выдумать его. Хе-хе! Жизнь есть ложь и ложь есть жизнь. Нет ничего правдивее лжи. Попробуйте солгать – и завтра это будет открытие! Доктрина. Факультет!..
Беляевский барон Мюнхаузен держит в руке бокал м горячим пуншем из «Красного Каьачка». Его призвала пьяная ватага актрис и офицеров, искавших веселья и забвенья, которого не дает ни вино, ни любовь, ни богатство, ни молодость...
И старый барон, брауншвейгский ритмейстер Мюнхаузен, верный своей высокой миссии развлекать человечество – явился. Про разные веселые небылицы разговор повел, чуточку скабрезный, как бывает в кругу подвыпившей компании. Показал в табакерке с музыкой разные заграничные города. А стареющей, запроданной и захватанной актерке – родную Кострому, дом родительский и ее саму, маленькую, чистенькую и папашу с мамашей, и слезы вызвал на бесстыжих глазах.
Но в самый разгар веселья, когда мужчины и дамы дружески тянутся к старому балагуру – вороны севера стучатся в окна и требуют барона. На берег Гавеля около Постдама, в избу старого бочара, где пастор с пафосом кричал:
– Не было барона Мюнхаузена и никогда он не существовал!
И он торопится, верный высокому долгу.
– Вперед мол конь, за мной, мои собаки! Там, там нас ждет зеркальный дворец и прекрасная фрау Ложь... Там наша награда, наш отдых!..
Покидаемая духом веселья, пьяная компания сердится и хочет драться с бароном, но побежденная сном, валится на пол. Гений сказки, юмора, жизнерадостности отлетает тогда, когда вино поборет человека...
«Долг большой и трудный долг перед человечеством» – миссия Мюнхаузена.
Но в чем она?
Развеселить пьяную компанию? Вызвать пьяные слезы?
Да-да – пьяную компанию и пьяные слезы актрис и гвардейских офицеров.
Позабавить малышей беспритязательной историей об утках, поднявших в воздух охотника, об оседланном ядре и вывернутом на изнанку волке.
Заставить улыбнуться мудрого и хохотать неразумного, немощного старика и юношу с румянцем во всю щеку.
Нет задачи прекраснее – прославить бодрый дух человека, заставить верить в чудеса, совершаемые его фантазией.
Грубоваты его шуточки? Но народ всегда грубоват здоровой грубостью, в которой народная сила неладно скроенного, но крепко сшитого человека земли.
Материальны и обыденны желания? Но они – вечны, всенародны, космополитичны, для всех веков, широт, племен и языков.
«Красный кабачок» – уже не пьяное место – оно колоритное царство живой фантазии, завоеванное величеством Ложью. И пьяные актерки с гвардейцами – целый мир жаждущих красоты, силы, необычного...
Синее, глубже, рельефнее, живее, фантасмагоричнее, быть может, должна быть картина, ярче факел остроумия и замысла, перепутанная фантазия. Но что написано, то написано.
И в красоте замысла, как в едва намеченном эскизе художника – глаз и мысль дополняет то, что задумано, прихотливо, умно, задушено, незлобиво.
– Вино, добрый друг вымысла твоя последняя капля за всех, кто лжет, выдумывает, творит!
Выпьем сегодня – в «Красном кабачке», на премьере.