ТЕАТРАЛЬНЫЕ
НРАВЫ

зрители
Театральная жизнь в Петербурге первой половины XIX века была весьма интенсивной, театральные впечатления занимали едва ли не главное место в светском обществе и вызывали едва ли не самые яркие эмоции у петербуржцев, особенно молодых. Водоворот этой ослепительной театральной жизни сразу закружил Пушкина — молодого человека, только что закончившего Лицей и поселившегося с родителями в Коломне, недалеко от Большого (Каменного) театра. «Вглядимся же в тот магический мир, который мгновенно обнажает перед нами взвившееся полотно мастера Гонзаго, раскрывая во всем его изменчивом и забавном разнообразии это волшебное царство полетов и превращений, куплетов и плясок, торжественных монологов и величественных поз».*
Гроссман Л. П. Пушкин в театральных креслах // Гроссман Л. П. Записки Д’Аршиака. Пушкин в театральных креслах. Москва, 1990. С. 358.
Петербург — большой охотник до театра.
Н. В. Гоголь
Волшебный край!
Ничто так меня не прельстило в Петербурге, как театр.
Ф. Ф. Вигель
В эпоху Пушкина театров было намного меньше чем сейчас, но они занимали в жизни столичного жителя огромное место. Театр выполнял не только функцию развлекательную, но и социальную: это было и место проведения досуга, и эмоциональных переживаний, и место встреч, свиданий, возможность выйти в «свет». Так как в это время существовало монопольное право государства на устройство зрелищных представлений, то все театры, существовавшие в городе, находились в ведении Дирекции императорских театров и выполняли роль площадок, на которых выступали казенные театральные труппы: русская, французская, немецкая и итальянская. Каждая из четырех трупп, как правило, давала представление на своем родном языке.
Зачем мы ходим в театр, зачем мы так любим театр? Затем, что он освежает нашу душу, завядшую, заплесневелую от сухой и скучной прозы жизни, мощными и разнообразными впечатлениями. Затем, что он волнует нашу застоявшуюся кровь, неземными муками, неземными радостями и открывает нам новый, преображенный и дивный мир страстей и жизни!
В. Г. Белинский
Театральный сезон, длившийся с сентября по июль, прерывался во время государственного траура после смерти царствовавших особ (1801, 1825/1826 годах ), во время холеры ( с 6 июля по 8 октября 1831 года), наводнения в ноября 1824 года*, а иногда спектакли отменялись и из-за сильных морозов. По Высочайшему указу, изданному еще Павлом I в 1796 году, прекращались театральные представления на время Великого и Успенского постов. Сразу после Масленицы на восемь недель императорские театры закрывали. Со второй недели допускались сдержанные развлечения — прежде всего концерты с серьезным музыкальным репертуаром, именовавшиеся в столице «постными». Представления оставлены были лишь для многочисленных в России иностранцев и иноверцев.
«7 ноября 1824 года на площади у Большого театра». Художник Ф. Алексеев. 1824 г.
Большой (Каменный) театр. Неизвестный художник. 1810-е гг.
Малый (Деревянный) театр (Казасси). Гравюра с акварели Сабожа 1821 года.
Вечерние представления заканчивались сравнительно рано: спектакли обычно начинались в шесть часов вечера (иногда в половине седьмого) и завершались около девяти. Перед началом представления и в перерывах между представлениями звучала музыка. Во время довольно коротких антрактов публика из зала не выходила, а фойе использовались только во время костюмированных балов и маскарадов, устраиваемых Дирекцией императорских театров.
Каждый театр в государстве обязан давать маскарады увечных воинов однажды в год.
А. А. Аракчеев
Цены для входа на маскарад были относительно небольшими — 1 рубль с человека, и, таким образом, собирали самый широкий круг участников — от членов царской семьи до простых горожан. Маскарады в Большом (Каменном) театре начинались после окончания спектаклей, в 11 часов 30 минут вечера. Знать съезжалась обычно после полуночи. Популярность маскарадов была столь велика, что их стали использовать как источник благотворительной деятельности. Так, 6 октября каждого года в театрах проходил благотворительный маскарад в пользу воинов-инвалидов. «При большинстве театров имелись маскарадные залы или особые приспособления в виде накладных помостов, превращающие зрительный зал и сцену в единый грандиозный маскарадный зал».*
Денисенко С. В. Театр // Быт пушкинского Петербурга: Опыт энциклопедического словаря. Л-Я. Санкт-Петербург, 2011. С. 306.
«Гардероба в театрах не было, и в зимнее время зрители входили в театр в верхней одежде или оставляли шубы лакеям, ожидавшим в сенях. У зданий некоторых театров были обустроены специальные пандусы — кареты подъезжали прямо под фронтон, и выходящие из карет, таким образом, сразу же входили в театр, не запачкав одежды. Около театра полицейское подразделение занималось расстановкой карет. Кучера дожидались господ у Большого и Александринского театров, зимой греясь у специально оборудованных открытых круглых беседок, в которых разводился костер».*
И кучера, вокруг огней,
Бранят господ и бьют в ладони.
Денисенко С. В. Театр // Быт пушкинского Петербурга: Опыт энциклопедического словаря. Л-Я. Санкт-Петербург, 2011. С. 306–307.
Большой (Каменный) театр. Художник М. Дюбург с гравюры Б. Патерсена. 1816 г.
Большой (Каменный) театр. Художник А. Курвуазье-Вуазен, гравер Ф. Дюбуа. 1810-е гг.
Большой (Каменный) театр. Художник И. Г. де Майр, граверы: Г. Л. Лори, М. Г. Лори. 1800-е гг.
Большой (Каменный) театр. Художник К.П.Беггров. 1820-1830 гг.
Огромное здание Большого (Каменного) театра, вмещающее тысячную толпу, освещались маслом и воском. «Сложность и опасность тогдашнего способа освещения сказывались в постоянных пожарах театральных зданий. Мало помогали особые противопожарные меры — увеличение выходов, устройство больших водоемов и проч. Уже в старом Большом театре* находились под кровлей четыре огромных водохранилища с восемью мехами и двумя насосами. Это, впрочем, не помешало пожару уничтожить здание театра до основания. Таким образом, громадное здание освещалось бесчисленными масляными лампами, угрожавшими при малейшей неосторожности стихийным бедствием. Восковые свечи применялись для освещения оркестра, запасных фонарей, для жирандолей и для бутафорских целей».* Каждому актеру перед спектаклем выдавалось по две свечи для лапчатых бра, освещающих зеркало в гримерной — отсюда произошло выражение «Игра не стоит свеч».
Речь идет о здании Большого театр, сгоревшего в ночь на 1 января 1811 года из-за неисправности печного отопления.
Реконструктивная зарисовка «На премьере оперы "Жизнь за царя" М.И.Глинки в 1836 году в Большом (Каменном) театре». Художник Н.Н.Никифоров. 1936 г. Из фондов СПбГМТМИ.
Большой (Каменный) театр. Художник П.П. Свиньин, гравер С. Ф. Галактионов. 1820-е гг.
Чтобы зажечь большое количество масляных ламп в массивной театральной люстре, над потолком зрительного зала находилось помещение, откуда потом специальным механизмом её спускали вниз. «В начале 30-х годов XIX в. в Александринском театре в центре зрительного зала висела люстра с 72 рожками, на стенах лож было 108 золоченых бра по 3 рожка в каждом, и в коридорах — 203 масляные лампы».* Технические возможности того времени не позволяли быстро включить или погасить свет и яркое освещение зала допускалось лишь к началу спектакля. Сейчас нам сложно представить, но зритель пушкинской поры ожидал представление в полумраке, а спектакль смотрел, напротив, в залитом светом театре.
Соловьев К. А. Русская осветительная арматура XVIII–XIX веков. Москва, 1950. С. 32.
Эскиз портального занавеса для Большого (Каменного) театра в Санкт-Петербурге. Художник А. А. Роллер. 1830-е гг. Из фондов СПбГМТМИ.
Эскиз плафон для Большого (Каменного) театра. Художник А. А. Роллер. 1830-е гг. Из фондов СПбГМТМИ.
Социальный состав петербургского зрителя представлял собой картину весьма пеструю. По статистическим данным, в 1818 году в столице проживало 386 285 человек, к 1836 году население выросло до 451 974. Конечно, не все эти люди посещали театр. Интересно, что мужчины составляли приблизительно 2/3 общего числа жителей города. «Ежели Москву называют городом семейным, то Петербург, по справедливости, можно назвать обителью холостяков».* Выступление иностранных императорских трупп собирало полные залы не только потому, что высшее общество свободно владело иностранными языками (а для некоторых представителей высших кругов французский даже был предпочтительней русского), но и потому, что население Петербурга было многонациональным. В 1818 г. в столице проживало 4 000 французов, а самой крупной иноземной колонией была немецкая (в 1818 году она составляла 23 600 человек).
Пушкарев И. И. Описание Санкт-Петербурга и уездных городов С.-Петербургской губернии : с виньеткой и планом С.-Петербурга, исправленным Комитетом гидравлических работ и городских строений : ч. 1. Санкт-Петербург, 1839. С. 42.
Театр, концерт — вот те пункты, где сталкиваются классы петербургских обществ и имеют время вдоволь насмотреться друг на друга.
Н. В. Гоголь
Места в зрительном зале четко определялись общественным положением зрителей, да и сама архитектура театрального здания отчетливо отражало социальную структуру публики. «Формула "рангового театра с ложами" ... вполне соответствовала кастовым требованиям эпохи. Кресла для сановников и придворных, стоячий партер для среднего чиновничества и "буржуа", раек для толпы, ложи для женщин и их спутников — так приблизительно размещалась на спектакле петербургская публика начала прошлого столетия. Главным отличием тогдашнего театрального зала от позднейшего было разделение всей его нижней площадки на "кресла" и "партер". Отсюда странное для нас различие этих двух терминов, впоследствии ставших синонимичными».*
Гроссман Л. П. Пушкин в театральных креслах // Гроссман Л. П. Записки Д’Аршиака. Пушкин в театральных креслах. Москва, 1990. С. 324.
Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла, всё кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.
«Кресла» — это несколько рядов кресел, установленных в ближайшей к сцене части зрительного зала. Их занимала вельможная публика, которая, по характеристике Пушкина, была «слишком занята судьбою Европы и отечества, слишком утомлена трудами, слишком глубокомысленна, слишком важна, слишком осторожна в изъявлении душевных движений, дабы принимать какое-нибудь участие в достоинстве драматического искусства»*. Если «кресло» абонировалось на год — на него вешалась цепочка. Находиться в креслах могли только мужчины, тогда как дамы и их спутники занимали ложи.
Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: В 10 тт. Т. 7: Критика и публицистика. Ленинград, 1978. С. 8.
«При входе в зал прежде всего бросалась в глаза императорская ложа. Она устроена <…> по самой середине, напротив сцены и актера. По высоте она занимает два яруса лож, огромные позолоченные и украшенные лепниной стояки поддерживают бархатные, подернутые золотыми шнурами с кисточками занавеси, где изображен гигантский, фантастической геральдики, гордый герб России».* К царской ложе, предназначенной для членов императорской фамилии, дипломатов, послов и высокопоставленных гостей, примыкало несколько комнат для отдыха.

Если в александровскую эпоху, вслед за императорской фамилией, высшая знать предпочитала балет, оперу и представления французской труппы, то в царствование Николая I возрос интерес к русскому драматическому искусству. Император часто появлялся на спектаклях русской труппы, старался не пропустить ни одной театральной новинки и непременно смотрел всякую оригинальную пьесу. Как вспоминают современники, любимым драматическим жанром у государя был водевиль.

«Известно также, как был близок двор Николая I к деятелям тогдашней русской сцены. Множество анекдотов и воспоминаний актеров этой эпохи свидетельствуют о доступности государя, о внимании его к нуждам даже незначительных артистов, о простоте в обращении с ними и пр. Сам Николай, по некоторым отзывам, был недурным актером».*

Николай I в Большом (Каменном) театре. Из фондов Государственного Эрмитажа.

Готье Т. Путешествие в Россию. Москва, 1988. С. 126.
Дризен Н. В. Драматическая цензура двух эпох, 1825–1881. Часть 1 : Эпоха императора Николая I, 1825-1855. Санкт-Петербург, 2017. С. 15.
См.: Шильдер Н. К. Император Николай Первый. Его жизнь и царствование: [в 2 т.; 4 кн.]. Т. 1. [кн. 1] Санкт-Петербург, 1903. С. 28.
См.: Balleydier A. Histoire de L’Empereur Nicolas. Paris, 1857. Vol. 1. P. 49.
По словам его биографов, государь, «страстно любивший театр», иногда сам играл в спектаклях, устраиваемых его сестрой великой княжной Анной Павловной,* и даже приказал построить в Аничковом дворце маленький театр, где давались маскарады, концерты и любительские постановки*, а сам Николай Павлович, «еще полный впечатлениями о парижских театрах, охотно выступал в различных ролях современного французского репертуара».*
Всё хлопает. Онегин входит,
Идет меж кресел по ногам...
Состоятельные и знатные люди располагались в ложах нижних ярусов. Чаще всего ложа абонировалась на весь сезон и становилась для их владельцев собственной небольшой «театральной квартиркой»: в ней можно было с комфортом смотреть спектакль, принимать гостей, снять верхнюю одежду, выпить чай (ведь театрального буфета в те времена тоже не было). Ложи верхних ярусов занимали чиновники и помещики средней руки, богатые купцы со своими семьями. Истинные театралы — военная и штатская дворянская молодежь, посещавшая театр почти ежедневно, образовывая свои «фланги» и «партии», боровшиеся друг с другом во имя тех или иных кумиров — обычно занимали «места за креслами» в партере, где можно было стоять или сидеть.
«Восторженный зритель на спектакле Итальянской оперы». Зарисовка Н.И.Званцова. 1830-е г. Из фондов СПбГМТМИ.
«Театрал». Рисунок Р.К.Жуковского. 1830-е гг. Из фондов Государственного исторического музея.
«Театральный зритель». Зарисовка Н.И.Званцова. 1830-е г. Из фондов СПбГМТМИ.
«Графиня Лаваль в театральной ложе». Зарисовка Н.И.Званцова. 1830-е г. Из фондов СПбГМТМИ
В партере толпились тонкие ценители драмы, страстные любители театра, его теоретики и поклонники. Из-за незначительной платы сюда проникала наименее чопорная и наиболее восприимчивая часть зрителей. Иногда, при полных сборах, они были вынуждены стоять очень плотно друг к другу, причем на больших спектаклях создавалась невероятная давка.
Мы, знатоки, особенно сходились в партер (нынешние места за креслами). <...> Театр был полон до такой степени, что в партере мы задыхались, набитые, как сельди в бочонке.
Н. А. Полевой
Партер составляет как бы необходимую принадлежность театра. Без партера не развивается в среднем сословии страсти к театру.
Р. А. Зотов
Самый верхний ярус в театре именовался галереей, а в обиходе — галеркой или райком. Он имел отдельный вход. В райке собиралась разночинная публика, которая была не менее живой, восприимчивой и впечатлительной частью зрительного зала и составляла некую эмоциональную диагональ с партером. «Раек посещался захудалыми писцами, приказчиками модных магазинов, лакеями, служанками, камердинерами, конторскими, артельщиками, таможенными сторожами. Здесь собиралась самая невзыскательная и наиболее благодарная публика».*

Публика партера и галерки громко выражала свое одобрение или порицание, не останавливалась перед восторженными возгласами или смелыми насмешками. Они аплодировали, «шикали», кричали «фора» и «браво», а иногда и свистели. До середины 1810-х было принято свистом показывать свое отрицательное отношение — «освистать». Для этого использовались специальные свистки, позже, когда их запретили, публика начала «шикать». «И это шиканье, по несчастью, до того в наших театрах усилилось, что многие проказники, которые бы иногда постыдились или поленились без нужды вынимать настоящие свистки, нередко теперь шикают без малейшей причины, или лучше сказать, для препровождения времени. Сколько раз случалось, что эта партерно-кресельная буря... заглушала прекраснейшие драматические и гармонические места оттого только, что некоторым шалунам не нравился актер или певица, выражавшие их».*

Были и люди, превратившие аплодисменты или «шиканье» в работу — клакеры*. Они занимались созданием искусственного успеха либо провала артиста или целого спектакля. Организация нанятых клакеров называлась клака.
«"Шутник партера" был носителем самой острой, живой и непосредственной театральной критики. Он оказывался в силу этого самым влиятельным зрителем, от которого зависел успех или провал пьесы. В театре он подавал инициативу свистков или аплодисментов. "Суд партера", а не лож или кресел — вот с чем наиболее считались актеры, импресарио и драматурги».*
Гроссман Л. П. Пушкин в театральных креслах // Гроссман Л. П. Записки Д’Аршиака. Пушкин в театральных креслах. Москва, 1990. С. 325–326.
Гроссман Л. П. Пушкин в театральных креслах // Гроссман Л. П. Записки Д’Аршиака. Пушкин в театральных креслах. Москва, 1990. С. 327.
Российский пустынник, или Наблюдатель отечественных нравов. 1817. № 4. С. 80.
От французского claque — хлопок ладонью.
Дверь с шумом отворяется: вбегает молодой человек, одетый по последней моде, устремляет лорнет во все стороны, кланяется всем, будто вызванный на сцену актер, бегает, шепчет с одним, говорит громко с другим, вынимает часы, побрякивает печатками, то спускает с плеч, то поправляет свою соболью шубу.
Ф. В. Булгарин
Между театром и партерами на довольно пространной площадке стояла толпа мужчин, из которых очень немногие, подвинувшись ближе к театру, занимались зрением пиесы, а большая часть, расхаживала взад и вперед, заглядывали в глаза женщинам, сидящим в партерах, и разговаривали между собою так крепко, что от их разговоров совсем не слышно было речей актеров, представляющих на театре.
И. А. Крылов
Театральный этикет того времени дозволял публике свободно входить и выходить из зала в любое время. Одни зрители ежедневно являлись к началу спектакля, меломаны и балетоманы появлялись на час позже, когда после легкого водевиля «для съезда карет» начиналась опера, балет или большой дивертисмент. При этом, соблюдая правила светского этикета, они обменивались приветствиями со своими знакомыми, раскланивались, беседовали... Театральный «хороший тон» предписывал входить в зал в последнюю минуту или даже после поднятия занавеса.
Пушкин иронично описывает зрительный зал той поры: «Перед началом оперы, трагедии, балета молодой человек гуляет по всем десяти рядам кресел, ходит по всем ногам, разговаривает со всеми знакомыми и незнакомыми. <...> Занавес подымается. Молодой человек, его приятели, переходя с места на место, восхищаются и хлопают».*

Но на премьерные спектакли или на представления, даваемые по особым торжественным событиям, посетителям партера, напротив, приходилось собираться задолго до начала спектакля, в 3–4 часа пополудни. «На всех больших спектаклях партер начинал роиться, гудеть и "кипеть" задолго до поднятия занавеса».*

Другая, но не менее темпераментная атмосфера царила на выступлениях немецкой труппы, куда ходили преимущественно петербургские немцы — самая многочисленная иноземная колония, игравшая особую роль в жизни города. С начала XVIII в. они фактически монополизировали некоторые отрасли. «Пасторы, аптекари, профессоры и медики занимают в нем кресла; семейства их — ложи всех ярусов; булочные, портные, сапожники — партер; подмастерья их, вероятно, раек»,— вспоминал Ф. Ф. Вигель.*

«Немецкая публика в то патриархальное время была очень простодушна: мне несколько раз случалось видеть в ложах, даже 1-го яруса, пожилых зрительниц в простых чепчиках, одетых по-домашнему, с чулком, или филейным вязаньем в руках. Они внимательно следили глазами за всеми движениями артистов, не пропускали ни одного слова, если только, разумеется, не случалось им самим спускать петель. Когда же происходило на сцене что-нибудь очень чувствительное, танты и муттерхены*, положат, бывало, свое вязанье на барьер или себе на колени, сложат вместе пальцы, глубоко вздохнут, поднимут глаза к небу, потом поднимут очки на лоб, утрут платком слезы, высморкаются и снова примутся за свою работу».* Любимым автором у этих зрительниц был немецкий драматург А. Коцебу, писавший семейные моралистические мелодрамы. Эти сочинения и подражания им именовались «коцебятиной».
Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: В 10 тт. Т. 7: Критика и публицистика. Ленинград, 1978. С. 7.
Гроссман Л. П. Пушкин в театральных креслах // Гроссман Л. П. Записки Д’Аршиака. Пушкин в театральных креслах. Москва, 1990. С. 329.
Вигель Ф. Ф. Из записок Ф. Ф. Вигеля // Гроссман Л. Пушкин в театральных креслах. Картины русской сцены 1817–1820 годов. Санкт-Петербург, 2005. С. 217.
От немецких слов: Tante — тетушка, Mütterchen — матушка, мать.
Каратыгин П. А. Записки Петра Андреевича Каратыгина. 1805-1879. Санкт-Петербург, 1880. С. 119.
Непостоянный обожатель
Очаровательных актрис.
Театр пушкинского времени был своеобразным клубом, в который ходили не только смотреть спектакли: здесь кипели страсти, развивались интриги, дуэли из-за любимых актрис... «Кулисы, уборные актрис, даже классы театральных воспитанниц — весь этот мир юных, красивых, грациозных и радостных женщин был постоянным источником любовных приключений. Вокруг театра развертывалась особая праздничная жизнь, насыщенная эротикой и окрашенная отважным авантюризмом. Поединки, похищения, необычайные свидания, подкупы прислуги, даже переодевания — все это сообщало любовным нравам эпохи какой-то полуфантастический и часто поистине театральный характер».*
Гроссман Л. П. Пушкин в театральных креслах // Гроссман Л. П. Записки Д’Аршиака. Пушкин в театральных креслах. Москва, 1990. С. 348.

Бесконечные посещения поклонниками предметов своего обожания за кулисами, использование любой возможности для встречи с пленившей сердце театрала актрисой, вынудили Дирекцию опубликовать в афише за 1818 год строгое объявление: «Никто из не принадлежащих к Театру не имеет входа во время спектакля и по окончании оного за кулисы и на сцену».

Молодые и беспечные театралы даже организовывали общество «Танцоров поневоле» в Уставе которого значилось, что «1) Никто не может быть членом Общества, если не волочится за театралькой, или не имеет связи с театральной женщиной; 2) Каждый член Общества обязан непременно быть в театре, когда предмет его восторгов участвует в спектакле». А еще в обязательное условие входило пуститься в пляс при звуках мотива из балета «Волшебная флейта, или Танцовщики поневоле» на музыку Маковца. Если по каким-либо причинам это было невозможно, то надлежало «шевелить... хотя бы одним пальцем». На собраниях, проходивших почти каждый вечер, театралы читали пародии на тексты опер, сочиняли и пели злободневные куплеты, бесконечно поднимали бокалы шампанского в честь своих обожаемых «театралок» и детально обсуждали свои любовные приключения. Можно себе представить, как весело жилось в таком Обществе!*
Гроссман Л. П. Пушкин в театральных креслах // Гроссман Л. П. Записки Д’Аршиака. Пушкин в театральных креслах. Москва, 1990. С. 330.
См. : Дризен Н. В. Из прошлого Императорских театров: «Танцоры по неволе» // Новая студия. 1912. № 1 (24 дек.). С. 18–24.
«В таком огромном многоярусном театре ... при свете тусклых ламп и оплывающих свечей, под шумный плеск нетерпеливого партера, зритель начала столетия, вооруженный двойным лорнетом или подзорной трубкой, среди шуток, хлопков и общего говора, ожидал того торжественного момента, когда занавес... взовьется наконец над гнутой жестью рампы».*
К 1830-м годам постепенно стоячие «места за креслами» исчезают, заменяясь нумерованными местами, но истинные театралы так же эмоционально смотрят спектакли.

театральные билеты
Естественным регулятором социального распределения мест служили цены на билеты: в 1830 году в Большой (Каменный) театр места на балкон и галерею стоили от 50 коп. до 2,50 руб.; места за креслами — 3,50 руб; кресла — 5 рублей; места в ложах — от 7 до 20 руб. Ложи и кресла обычно бронировали на сезон: это было выгоднее чем покупать билеты, но все равно достаточно дорого. Поэтому бронировать места могли себе позволить лишь состоятельные люди.
Если вы будите гулять по Невскому проспекту в свежее морозное утро, <…> зайдите в это время в сени Александринского театра: вы будите поражены упорным терпением, с которым собравшийся народ осаждает грудью раздавателя билетов, высовывающего одну руку свою из окошка. <…> Тогда только вы узнаете, в какой степени видна у нас любовь к театру.
Н. В. Гоголь
В 1828 году производится первый опыт продажи лож по купонам (билетам), который потом стал привычен. Продажа билетов начиналась в 7.00 утра в день представления, а с 1825 года — накануне спектакля с 19.30. «Сколько толпится там лакеев всякого рода, начиная от того, который пришел в серой шинели и в шелковом цветном галстухе, но без шапки, — до того, у которого трехэтажный воротник ливрейной шинели похож на пеструю суконную бабочку для вытирания перьев. Тут протираются и те чиновники, которым чистят сапоги кухарки и которым некого послать за билетом. Тут увидите, как прямо-русский герой, потеряв наконец терпение, доходит, к необыкновенному изумлению, по плечам всей толпы к окошку и получает билет».*
Гоголь Н. В. Петербургские записки 1836 года // Полное соб. соч.: в 20. тт . Т. 1. Санкт-Петербург, 1997. С. 185.
Александринский театр. Художник К. П. Беггров. 1830-е гг.
У кассы Александрийского театра. Литография Р. К. Жуковского.
«Безденежных» мест в театре было очень немного. Уже с 1800 года для контроля входных билетов было учреждено особое дежурство военных на входе в театр. Комитет по театральным делам точно устанавливал список лиц, имеющих право на бесплатные места: три ложи предоставлялись для директора, актеров и главнокомандующего; шесть кресел для различных должностных и военных лиц, обязательное бесплатное место отводилось драматическому цензору, обязанному наблюдать за соответствием утвержденного текста произносимым со сцены репликам актеров.
Так как сбор с бенефисного спектакля, поступал (за вычетом расходов на постановку) в пользу актера, бенефициант был крайне заинтересован в распространении билетов. На такой вечер выбиралась новинка или потенциально кассовый спектакль, билеты на который можно было продать легко и быстро. Вошло в обычай, что бенефицианты лично развозили по городу билеты на свой спектакль, раздавая завлекательные афиши, иногда беря с собой детей и даже устраивая целые театрализованные представления.

РЕПЕРТУАР
В эту эпоху еще не было театров специального репертуара, на одной сцене исполнялись трагедии, комедии, оперы, балеты, дивертисменты. И сам «спектакль» состоял из нескольких представлений: за один театральный вечер публика могла посмотреть два, а то и три спектакля. Сложный состав такого сборного представления предопределял частое обновление репертуара: кроме основного многоактного спектакля, в начале и в конце вечера шли одноактные пьесы, чаще всего водевили, дивертисменты для «съезда» и «разъезда» публики. П. А. Каратыгин вспоминал, что эти «малые комедии и водевили перед балетом, как говорится, для съезда» не могли быть приятны для актеров, «потому что на их игру публика не обращала никакого внимания и хлопала… только дверями».* Ужасно ,что единственное драматическое произведение, сыгранное при жизни Пушкина на сцене, «Моцарт и Сальери», было сыграно при «съезде карет»!
Литография Р. К. Жуковского.

«Пьеса для съезда карет» давалась, «когда публика сходится в театр, когда зрители ещё не усядутся, не успокоятся, двери театральных ложь не перестанут отворяться, капельдинеры шнырять между рядами кресел, любители театра не протрут глаз, то есть очков, лорнетов, трубок, не прочистят носов, ушей и пр., чтобы беспрепятственно смотреть, слушать и т. д. Для съезда карет годятся небольшие водевили, составленные из отдельных сцен, мало между собой связанных. <...> Чего зритель не поймёт — на себя свалит: оттого-де не понял, что опоздал; если и поймёт, да покажется глупо и нелепо, — на себя свалит: начала-де не застал, но чаще всего эти водевили понимают потому, что не понимать в них нечего. <...> Вторая часть спектакля должна составлена быть из капитальной пьесы, какого ты рода она не была — трагедия, драма, комедия, пожалуй, и водевиль, но только не в одном акте, если же в одном, то не несколько водевилей вдруг. К этим пьесам обыкновенно съезжаются зрители, уже достаточно приготовленные, т. е. отдохнувшие после сытного обеда, пожалуй, и уснувшие. <...> Пьесы для разъезда карет должны отличаться содержанием, характерами, остроумием».*

Афиша Александринского театра на 19 апреля 1836 г. Из фондов СПбГМТМИ.

Такое обилие спектаклей предполагало наличие большого количества драматической литературы. Помимо переводных и оригинальных произведений, в постоянно обновляющемся репертуаре, появлялись многочисленные переделки иностранных пьес (драматург заимствовал сюжет, но переносил все действие на отечественную почву, давал персонажам русские имена, добавлял понятные русской публике коллизии) и инсценировки недраматических сочинений. При жизни А. С. Пушкина на театральной сцене было поставлено 8 спектаклей, основой которых послужили сюжеты пушкинских произведений.

Как и все зрелища, так и весь такой большой и насыщенный репертуар контролировался государством. На специальную драматическую цензуру возлагалось разрешение к постановке не только драматических произведений, но и оперных и балетных либретто, текстов ко всем музыкальным произведениям, цирковым и балаганным представлениям, театральным рецензиям. Запрещались пьесы безнравственные, затрагивающие религиозные чувства зрителей, возбуждающие националистические и сословные волнения, порочащие доброе имя видных общественных деятелей и лиц царских фамилий. Не допускалось изображение на сцене членов царствующего дома Романовых, духовенства и всех церковных атрибутов. На практике цензоры при рассмотрении сценических текстов руководствовались личным усмотрением. Строгому досмотру подвергались также все театральные афиши, дабы «названия пьес, отдельных актов и картин не были произвольно дополняемы и изменяемы».


Узнать о завтрашнем репертуаре Императорских театров петербуржцы могли из газет, где накануне публиковались краткие сведения о театральных событиях. Прочесть же мнение о самом представлении было невозможно: театральная критика спектаклей, дававшихся на казенной сцене, была практически запрещена в периодических изданиях. «Суждения об императорском театре и актерах, находящихся на службе его величества, почитаются неуместными во всяком журнале».* Считалось, что раз Театр — государственная организация, то писать о спектакле плохо — невозможно, а хорошо — неприлично.
Одним из первых театральных фельетонов можно считать статью Пушкина «Мои замечания об русском театре»*, датируемую 1820 г. Статья представляет собой наиболее развернутое теоретическое выступление Пушкина, в те времена увлеченного театрала, завсегдатая зрительного зала, посетителя петербургских театральных вечеров и салонов, об общественном значении театра и искусстве актера.
Каратыгин П. А. Записки Петра Андреевича Каратыгина. 1805-1879. Санкт-Петербург, 1880. С. 278.
Разъезд из театра // Репертуар и Пантеон. 1843. Кн. 1. С. 263–264.
Из письма управляющего Министерством полиции С. К. Вязмитинова к министру просвещения А. К. Разумовскому — Цит. по: Скабичевский А. М. Очерки истории русской цензуры. Санкт-Петербург, 1892. С. 118.
Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: В 10 тт. Т. 7: Критика и публицистика. Ленинград, 1978. С. 7–11.
Беспристрастие, благонамеренность и тон веселый, не площадный, не педантский — вот правила, которыми я и сотрудники мои предполагают при сем занятии.
Ф. В. Булгарин
Лишь в 1825 году Ф. В. Булгарин, издававший «Северную пчелу» добился Всевышнего разрешения на публикацию в своей газете театральных рецензий. На страницах газеты с этого времени стали печататься разборы спектаклей и сезонные обзоры деятельности петербургского и московского императорских театров.

театральные Афиши
Предварительно о репертуаре можно было узнать и из печатных афиш, развешанных недалеко от Императорских театров. . «Для людей деловых, проходящих близ театров или под арками Гостиного Двора, выставлены в простых рамках листы серо-желтой или серо-синей бумаги, на которых напечатано публичное приглашение на праздник, на который могут являться во фраках, сюртуках, пальто или шубах все, оставляющие известную сумму за маленьким окошечком, откуда человек в очках выдает им в замен лоскуток бумаги — талисман, перед которым открываются театральные двери».* Зрители, пришедшие на вечернее представление, узнавали о предстоящих театральных событиях из «анонсов», звучащих со сцены в антрактах и особенно рекламирующих предстоящие бенефисы.
Молодые артисты обязаны были ежедневно, по очереди, являться в театр, в черном фраке и белом галстуке, и в одном из антрактов, выйдя за переднюю занавесь, анонсировать, что «завтра на здешнем театре представлена будет такая пьеса, а на Большом такая‑то»...
П. А. Каратыгин
Театральных афиш пушкинской эпохи сохранилось мало. Печатать афиши, после одобрения цензора, дозволено было только в Типографии Императорских театров. Тираж был небольшой, бумага хрупкая, да и носили эти театральные объявления чисто утилитарный характер — сообщали о предстоящем репертуаре. Театральная афиша не только неизменно служила посредником между зрелищным искусством и публикой, но и всегда была историческим документом, точным и беспристрастным, в большинстве случаев более объективным, чем мемуары и воспоминания современников. В фонде Санкт-Петербургской Театральной библиотеки хранится полный комплект Театральных афиш 1818 года — ценнейший материал для изучения истории театральной жизни пушкинской поры.
«Не смотрите хладнокровно на афишку, не считайте ее невинным лоскутком бумаги, но почитайте и уважайте в ней сильного двигателя театральной промышленности! Вспомните, сколько раз вы сами, прочитав одно заглавие пьесы, говорили: "Надобно посмотреть! Это должно быть хорошо!», — повторим и мы, вслед автору фельетона «Теория афишки».*
Теория афишки // Репертуар русского и пантеон иностранных театров. 1843. Т. 1. Кн. 3. С. 237. (Смесь)
Теория афишки // Репертуар русского и пантеон иностранных театров. 1843. Т. 1. Кн. 3. С. 236. (Смесь)
Теория афишки // Репертуар русского и пантеон иностранных театров. 1843. Т. 1. Кн. 3. С. 236–237. (Смесь)

ТЕАТРАЛЬНАЯ   мода
Одежда пушкинское время, как и в предыдущее времена, достаточно много сообщала о её владельце: принадлежность человека к тому или иному сословию и положению в обществе. «Женское и мужское платье имело чёткую градацию — будничное, нарядное, праздничное, официальное... Каждое въезд в свет требовал точного выбора туалета. Ошибка могла серьёзно повлиять на репутацию светского человека, ибо весь уклад светской жизни предполагал следование строгим правилам этикета распространявшимся не только на поведение людей на их внешний вид».* Картины и журналы мод того времени свидетельствуют о том, что костюм русской аристократии строго следовал европейской моде.
Но панталоны, фрак, жилет,
Всех этих слов на русском нет.
Делать нечего, буду наряжать свой бальный костюм: плюсовый фрак и жёлтый жилет с поджилетником из турецкой шали.
С. П. Жихарев
Театральный этикет XIX века содержал довольно строгие требования к внешнему виду. С начала XIX века традиционной парадной мужской одеждой был фрак. Мужчины приезжали в театр в черных, синих, темно-красных, серых, коричневых фраках — яркие краски считались вульгарными. Фраки 1820-х годов шились по фигуре, с высокими воротниками, фалдами ниже колен. В 1830-х фрак стал плотно облегать талию, и имел пышный рукав к плечу (из-за этого невозможно было надеть верхнюю одежду с рукавами, поэтому ограничивались свободными накидками и плащами).

Под фрак было принято надевать жилет и тонкую белоснежную рубашку с накрахмаленными воротничками и манжетами. «Жилеты были необычайно разнообразные: шерстяные, шелковые, бархатные, кашемировые, полосатые, белые пикейные, в цветочек, орнаментальные и даже вышитые золотой и ли серебряной нитью. <...> Мода диктовала не только фасон жилета, цвет, ткань, вплоть до его подкладки, но и манеру ношения. В пушкинское время считалось особенно элегантным надевать сразу два–три жилета».*

Нижняя часть фрачной пары всегда была светлее верхней. Для театра выбирали однотонную ткань, когда как для других случаев допускалась полоска и клетка. Обязательным элементом мужского костюма также были галстук или шейный платок, белые перчатки и шляпа.

В XIX веке в моду вошли цилиндры, которые считались наиболее подходящими головными уборами для выхода в свет. «Его носили при фраке, но на балы чаще надевали цилиндры-шапокляки из шелка, который при помощи специального механизма легко складывались в гармошку и так же легко распрямлялись. Название некоторых моделей цилиндра были связаны с именами известных людей. Так, например, "широкий боливар", в котором ездил гулять на бульвар Онегин, — это цилиндр с большими полями, по имени Симона Боливара, борца за независимость своей страны, позже названной в его честь Боливией.
Театральный этикет для женской моды был не менее важен. Он определял даже необходимую глубину декольте: чем ниже был ярус, в котором сидела дама, тем более глубоким был вырез на ее платье. Дамы постарше могли прикрыть декольте легкой накидкой. Наряд для театра следовало выбирать вечерний, но не бальный. Очень модными в одежде XIX века были матовые тона, но платье допускалось и яркого цвета, с пышной отделкой из цветов, лент и кружев.

Когда дамам разрешено было спуститься в партер, произошли изменения и в женской театральной моде. Наряды для лож могли быть с декольте, более интересных и модных фасонов; в партере же дамы часто оказывались и в простых тёмных визитных костюмах. Правда, будничные визитные платья исключались на премьерах, а также если на спектакле присутствовали члены царской фамилии.

Любое платье обязательно дополняли перчатками, веером и шляпкой подходящего цвета. Из украшений в театр надевали бриллианты. Высокие прически и головные уборы были дурным тоном: они заслоняли сцену тем, кто сидел сзади.

Веер был непременным спутником дамы, посещавшей театр. «Из всего многообразия выделялся театральный веер: на нём изображали сцены из спектаклей, писали тексты арий, монологи героев, программы представлений. Театральные веера были печатные и рукописные, их взлёт был связан с высочайшим расцветом театрального искусства...»* Так же дамам при посещении театра обязательно предписывались лайковые или замшевые перчатки, в ложе — белого цвета, в партере — в тон костюму. Их не снимали в течение всего пребывания на спектакле.
Не менее важным элементом костюма были головные уборы. «Мода на дамские головные уборы диктовала не только форму, но и отделку шляп, тип кружева, цветы, манеру подвязывать шляпу лентами — строго под подбородком или у щеки. При этом каждая бытовая ситуация требовала своей шляпки. Например, в шляпах полагалось наносить визиты, а в театры, на званые вечера и на балы надевать токи*, береты* или тюрбаны*».*
Двойной лорнет скосясь наводит
На ложи незнакомых дам;
Не обратились на нее
Ни дам ревнивые лорнеты,
Ни трубки модных знатоков
Из лож и кресельных рядов
Бинокли и театральные подзорные трубы являлись непременным атрибутом посещения театра. Они могли быть простыми и расписными, на цепочке и на длинной ручке. Часто бинокли украшались рисунками на околотеатральные сюжеты. В 1817 году у театралов стала пользоваться популярностью модная английская новинка — упоминаемый в пушкинском «Евгении Онегине» двойной лорнет. Этот оптический прибор состоял из двух подвижных линз, укрепленных при помощи шарнира на рукояти. Позже начали изготавливаться складывающиеся лорнеты, которые открывались и закрывались небольшим рычажком. Появился даже термин, обозначавший прямой взгляд сквозь лорнет — «лорнирование».
Келлер Е. Э. Одежда и мода // Быт пушкинского Петербурга: Опыт энциклопедического словаря. Л-Я. Санкт-Петербург, 2011. С. 121.
Келлер Е. Э. Одежда и мода // Быт пушкинского Петербурга: Опыт энциклопедического словаря. Л-Я. Санкт-Петербург, 2011. С. 122.
Короткова М. В. Веер в русской повседневной культуре XVIII-XIX вв. И музейно-выставочном пространстве // Культурное наследие России. 2015. № 1. С. 20.
Ток представлял собой шляпу без полей, пышно украшенную драгоценностями, цветами и перьями.
Береты, вошедшие в моду к 1830-м годам, отличались поразительным разнообразием моделей, размеров, тканей и отделок, их шили из шёлка, атласа, бархата, украшали цветами и перьями. Названия фасонов звучали экзотически: арлезийский, египетский, языческий...
Тюрбан отличался изысканными драпировками различных тканей. Светские дамы носили этот головной убор в торжественных случаях, поэтому на парадных портретах они изображены именно в этих головных уборах.
Келлер Е. Э. Одежда и мода // Быт пушкинского Петербурга: Опыт энциклопедического словаря. Л-Я. Санкт-Петербург, 2011. С. 124.

В фонде Санкт-Петербургской Театральной библиотеки хранятся журналы из Царскосельской библиотеки. Эти издания – бывшая собственность Императорского дома. В журналах, наряду с другими материалами, опубликованы гравюры, получившие название «Модные картинки». Значительное место среди них занимают иллюстрации 1817 – 1837 гг., которые дают представление о моде пушкинского времени.

1817-1819 ГОДЫ

1820-е ГОДЫ

1830-е ГОДЫ

Г. Г. Чернецов

«Парад и молебствие по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6 октября 1831 года на Царицыном лугу в Петербурге». 1837 г.

Уловить настроение и стиль жизни пушкинского времени помогает грандиозная картина «Парад и молебствие по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6 октября 1831 года на Царицыном лугу в Петербурге», написанная в 1837 году художником Григорим Григорьевичем Чернецовым, хранящаяся в фондах Государственного Русского музея.
Среди изображённых на картине своеобразный срез всех сословий государства — императорская семья, военные и гражданские чины, литераторы, художники, театральные деятели, учёные, фаворитки императора, отличившиеся чем-то мещане и крестьяне. Это произведение можно считать портретом российского общества того времени. Это образ не только коллективного зрителя парада, но и театрального зрителя пушкинской Петербурга. Среди 223 «известных лиц всех родов и состояний» есть и герои нашей выставки.

Г. Г. Чернецов. И. А. Крылов, А. С. Пушкин, В. А. Жуковский и Н. И. Гнедич в Летнем саду.

Большое полотно 2,12 на 3,45 метра художник писал по заказу императора Николая I с 1833 по 1837 год в своей мастерской в Шепелевском доме (ныне здесь находится здание Нового Эрмитажа). Списки персонажей, которых следовало поместить на картине, направлялись художнику соответствующими ведомствами, после личного утверждения государя. Был подан перечень и от Дирекция императорских театров и среди них Нимфадора Семенов, Василий Каратыгин с женой Александрой Катарыгиной-Колосовой, Петр Каратыгин, Иван Сосницкий, Варвара Асенкова, Екатерина Телешова, Василий Самойлов... Эти имена встречаются на страницах нашей выставки.


По высочайшему указу в мастерскую приходили «для снятия портретов» отобранные для участия в действе лица. Для написания некоторых персонажей Чернецов использовал зарисовки, сделанные ранее. Для нас очень важен этюд, сделанный художником в Летнем саду, изображающий И. А. Крылова, А. С. Пушкина, В. А. Жуковского и переводчика «Илиады» Н. И. Гнедича. Позже эти портреты в рост были перенесены на картину. На этюде художник сделал приписку, касающуюся изображения А. С. Пушкина: «Александр Сергеевич Пушкин, рисовано с натуры в 1832 году. Ростом 2 аршина 5 вершков» (167 сантиметров). Это единственное точное указание роста поэта.
Картина сохранила собственную раму с откидывающейся планкой в нижней части, в которой устроен резерв, помещающий авторскую прорись пером с указанными номерами и списком фамилий 223 персонажей, участвовавших в событии. Этот список впервые был опубликован в «Художественной газете»* писателя, драматурга Нестора Васильевича Кукольника, кстати, изображенного на картине под номером 148.
Первое прибавление к Художественной газете. 1836. 28 сент. С. 14–16.

© Санкт-Петербургская государственная театральная библиотека. 2024 г.