Николай I в Большом (Каменном) театре. Из фондов Государственного Эрмитажа.
Афиша Александринского театра на 19 апреля 1836 г. Из фондов СПбГМТМИ.
Как и все зрелища, так и весь такой большой и насыщенный репертуар контролировался государством. На специальную драматическую цензуру возлагалось разрешение к постановке не только драматических произведений, но и оперных и балетных либретто, текстов ко всем музыкальным произведениям, цирковым и балаганным представлениям, театральным рецензиям. Запрещались пьесы безнравственные, затрагивающие религиозные чувства зрителей, возбуждающие националистические и сословные волнения, порочащие доброе имя видных общественных деятелей и лиц царских фамилий. Не допускалось изображение на сцене членов царствующего дома Романовых, духовенства и всех церковных атрибутов. На практике цензоры при рассмотрении сценических текстов руководствовались личным усмотрением. Строгому досмотру подвергались также все театральные афиши, дабы «названия пьес, отдельных актов и картин не были произвольно дополняемы и изменяемы».
Г. Г. Чернецов
«Парад и молебствие по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6 октября 1831 года на Царицыном лугу в Петербурге». 1837 г.
Г. Г. Чернецов. И. А. Крылов, А. С. Пушкин, В. А. Жуковский и Н. И. Гнедич в Летнем саду.
Большое полотно 2,12 на 3,45 метра художник писал по заказу императора Николая I с 1833 по 1837 год в своей мастерской в Шепелевском доме (ныне здесь находится здание Нового Эрмитажа). Списки персонажей, которых следовало поместить на картине, направлялись художнику соответствующими ведомствами, после личного утверждения государя. Был подан перечень и от Дирекция императорских театров и среди них Нимфадора Семенов, Василий Каратыгин с женой Александрой Катарыгиной-Колосовой, Петр Каратыгин, Иван Сосницкий, Варвара Асенкова, Екатерина Телешова, Василий Самойлов... Эти имена встречаются на страницах нашей выставки.
© Санкт-Петербургская государственная театральная библиотека. 2024 г.