Михайловский театр
Малый (Деревянный) театр
Александринский театр
Большой (Каменный) театр
В 1835-1836 гг. здание театра подверглось реконструкции: была заново оборудована сцена, перепланирован зал, заменены росписи плафона и драпировки лож. Открытие обновленного театра состоялось 27 ноября 1836 года премьерой оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя».
Александр Сергеевич Пушкин не называет театр, в который полетел Онегин. Тогда всем и так было понятно о каком театре шла речь, в отличие от нас, современных жителей Петербурга.
Это был первый городской каменный театр. Открытый в 1783 году, стал называться Большой или Каменный. В 1802 году был значительно переделан, по сути, архитектор Ж.-Ф. Тома де Томон воздвиг новое здание. В ночь на 1 января 1811 года театр сгорел от неисправности печей. Пожар был так силен, что в несколько часов здание было уничтожено. Большой острослов директор Императорских театров Александр Львович Нарышкин так доложил о пожаре императору Александру I: «Нет ничего более: ни лож, ни райка, ни сцены, — все один партер».

Большой театр был восстановлен архитектором А. К. Модюи и 3 февраля 1818 года открылся вновь. Театр оснастили современными на тот момент технологиями. Оригинальная конструкция превращала быстро партер в танцевальный зал. Огромный зал вмещал до 2 тыс. человек. На его сцене выступали русская и французская труппы.
«Театра злой законодатель,
Непостоянный обожатель
Очаровательных актрис,
Почетный гражданин кулис,
Онегин полетел к театру…»
Театральная пл., 3
Архитекторы: А. Ринальди, Ж.-Ф. де Тома де Томон , А. К. Кавос
Год постройки: 1775-1783, 1835-1836
Не сохранилось.
В 1897 г. перестроено в современное здание Консерватории
БОЛЬШОЙ (КАМЕННЫЙ) ТЕАТР
Здание этого театра является шедевром архитектуры, главной доминантой великолепного архитектурного ансамбля, построенного к празднованию 20-летия победы в Отечественной войне 1812 года.

Театр, как и весь архитектурный ансамбль, построен в стиле ампир, который тогда главенствовал в Петербурге. Свойственные ему торжественная парадность, монументальное величие, выразительность скульптурного декора, прекрасно выражали могущество Российской Империи после победы в войне с Наполеоном.
Открытие театра пришлось на первый театральный сезон после «холерного года», когда спектакли в городе не шли. Зрители соскучились по театру, поэтому 31 августа 1832 г. зал был полон. Интересно, что открытие перенесли на один день, так как 30 августа в день тезоименитства Александра I на Дворцовой площади поднимали Александровскую колонну. Но имя театру Николай I повелел дать не в честь своего брата, которого высоко почитал, а своей жены императрицы Александры Федоровны. В быту за театром почти сразу закрепилось название Александринка.

Сцена театра, в свое время одна из самых больших в Европе, была оборудована наиболее совершенными тогда механизмами. Декорационный зал размещался над зрительным, оттуда декорации подавались через люк на сцену. При строительстве впервые в России были использованы металлические конструкции перекрытий здания, исполненные по проекту Росси и инженера М. Кларка на Александровском государственном чугунолитейном заводе. Впервые в здании театра устраивались водопровод, канализация, паровое отопление, вентиляция.

До 1836 г. здесь шли постоянно русские драматические и оперные спектакли, немецкие драматические. В 1836 г. русская труппа была разделена на оперную и драматическую, и Александринская сцена отдана драме. Один день в неделю выступала немецкая труппа.
Был рассчитан на зрителей всех рангов, но устройство театра не предполагало смешение публики. Мог вместить до 1700 человек.

В 1849 г. голубая обивка зала была поменяна на пурпурную. Во второй половине XIX в. века были осуществлены внутренние переделки, исказившие планировку и уничтожившие декоративную отделку большинства помещений.
Архитектор: К  И.  Росси
Год постройки: 1828-1832 гг.
Стиль: Ампир
Существует поныне.

АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР
Здание порицалось современниками за внешнюю некрасивость, и не соответствовало месту расположения — рядом с главным проспектом города. И тем не менее театр просуществовал почти 30 лет.

Внутри театр был удобен, обладал отличной акустикой и хорошим обзором сцены, так как глубина сценической коробки была невелика — 7 кулис, ширина — 12 м, зато все происходящее на ней виделось отовсюду. В целом театр мог принять до 1800 человек.

В 1802 году, а также в 1811-1817 гг., когда в Большом театре шли строительные работы, здесь сосредоточилось подавляющее большинство представлений казенных трупп.

Публика Малого и Большого театров на русских спектаклях было в основном одинаковой. В первые годы XIX в. высшие круги столичного общества ими почти не интересовались. Выпускались абонементы, где на три французских спектакля приходился один русский. Но патриотический подъем, возникший в обществе во время наполеоновских войн, вызвал любовь к отечественному театру.
Был известен под названием Театр "Казасси" — по имени владельца и антрепренера итальянской оперной труппы. Переименован в Малый, а также Деревянный, в отличие от Большого (Каменного) театра.

Театр строился на деньги А. Казасси и казенную субсидию. В. Бренна перестроил находящийся на территории Аничкова дворца деревянный одноэтажный павильон, сооруженный по проекту арх. И. Е. Старова. Частично разобрав стены, Бренна встроил в него зрительный зал, пристроил сцену и закулисные помещения.
Архитектор: Винченцо Бренна
Год постройки: 1801 г.
Снесен в 1832 г. после постройки Александринского театра
театр «казасси» или
малый (деревянный) театр
В Михайловском театре преимущественно выступали французская и немецкая труппы, находившиеся в ведении Дирекции императорских театров. Представления шли на французском и немецком языках. Это было возможно, поскольку основную часть публики составляли высший свет, аристократия, императорская семья, образованные разночинцы, деловые люди.
К моменту постройки, это был уже третий каменный театр в столице.
Имя ему дал еще один представитель Романовых – великий князь Михаил Павлович, единственный порфирородный (рожденный уже во время правления его отца) ребенок Павла I и его жены императрицы Марии Федоровны

. И.  Росси, спроектировавший ранее Михайловскую площадь, не предусматривал здесь размещения театрального здания. Доминанта площади - Михайловский дворец - был окружен трехэтажными домами в стиле позднего классицизма. Брюллов придал зданию театра внешний вид жилого дома. Высота здания, ритм оконных проемов, пластика оформления сохраняют целостный ансамблевый характер площади.
Архитектор: А  П.  Брюллов
Год постройки: 1831-1833 гг.
Стиль: эклектика
Существует поныне
михайловский театр
В Российской Империи право на устройство всякого рода зрелищных предприятий монопольно принадлежало государству. Комитет главной Дирекции петербургских придворных театров работал с 1766 года. В 1829 году Комитет был переименован в Дирекцию императорских театров. В пушкинское время ее директорами были:
Александр Львович Нарышкин
(1799–1819)
Пётр Иванович Тюфякин
(1819–1821)
Аполлон Александрович Майков
(1821–1825)
Николай Фёдорович Остолопов
(1825–1829)
Сергей Сергеевич Гагарин
(1829–1833)
Александр Михайлович Гедеонов
с 1833 года
Помимо четырех театров, которые обозначены на нашей театральной карте города пушкинской поры, Дирекции императорских театров принадлежали еще Эрмитажный (придворный) театр при Зимнем дворце, Новый театр у Чернышева моста (просуществовал всего лишь с 1 января по 2 марта 1825 года), Немецкий театр на Дворцовой площади (Кушелевский театр, Театр в доме Главного штаба), Деревянный Каменноостровский театр на Елагином острове и Симеоновский театр-цирк (Новый театр у Симеоновского моста).

© Санкт-Петербургская государственная театральная библиотека. 2024 г.