МЕНЮ
Новости
фестиваля

6 декабря 2022 г.
Фильм о фестивале "Петербург. Пространство Мольера"
Месяц назад завершился фестиваль «Петербург. Пространство Мольера», организованный Молодежным театром на Фонтанке и Театральной библиотекой. Целый месяц лекций, экскурсий и театральных постановок. Предлагаем вспомнить, как это было в итоговом фильме о фестивале.

25 ноября
ПРЕМИЯ KUDAGO
Фестиваль «Петербург. Пространство Мольера» номинирован на Премию KUDAGO! Поддержите фестиваль своим голосом.

Для этого нужно войти через акккаунт ВКонтакте/Gmail или зарегистрироваться по ссылке: https://kudago.com/spb/award/best-festival.

2 ноября
Дневник 4-й недели фестиваля «Петербург. Пространство Мольера»
Позади — последняя неделя фестиваля «Петербург. Пространство Мольера». Спектакли, встреча с Михаилом Боярским, разговор о моде с Мэган Виртанен и Викторией Тишиной и даже открытие нового арт-объекта в Измайловском саду. Господин Мольер везде побывал и охотно расскажет об этом в заключительном «Дневнике фестиваля».

31 октября
ФЕСТИВАЛЬ «ПЕТЕРБУРГ. ПРОСТРАНСТВО МОЛЬЕРА» ПОДОШЕЛ К КОНЦУ
Фестиваль «Петербург. Пространство Мольера», приуроченный к 400-летию великого французского драматурга, завершится сегодня, 31 октября, спектаклем «Плутни Скапена» театра «Пушкинская школа Владимира Рецептера».
Организаторы фестиваля – Санкт-Петербургская государственная Театральная библиотека и Санкт-Петербургский государственный Молодежный театр на Фонтанке.
На целый месяц город на Неве стал «пространством Мольера». В библиотеках, театрах и музеях шли лекции, выставки и спектакли по произведениям французского комедианта.
30 октября состоялась торжественная церемония закрытия фестиваля.
В Измайловском саду подвели его итоги и открыли инсталляцию, посвященную театру эпохи Мольера.
В фойе Молодежного театра организаторы поблагодарили всех участников и вручили дипломы и благодарности.
Завершился вечер показом спектакля «Кабала святош / Мольер», премьера которого состоялась в Молодежном театре в 2021 году. В роли французского комедианта – заслуженный артист России Сергей Барковский.

31 октября
Интервью с Семеном Спиваком для фестиваля «Петербург. Пространство Мольера»
В рамках фестиваля «Петербург. Пространство Мольера» мы не могли не пообщаться с народным артистом России Семеном Яковлевичем Спиваком. Этот талантливый режиссер не раз обращался к творчеству Жана-Батиста Мольера.
Спектакль «Мещанин во дворянстве» стал одной из его первых постановок на сцене Молодежного театра на Фонтанке. Спустя несколько десятков лет режиссера снова привлёк Мольер – он поставил спектакль «Кабала Святош / Мольер» по пьесе М.Булгакова, рассказывающей о судьбе великого драматурга. О Мольере и не только — в нашем интервью с известным режиссером.

30 октября
Творческая встреча с Михаилом Боярским

29 октября
Новый арт-объект в Измайловском саду
Фестиваль – это не только спектакли, лекции, выставки и экскурсии, это и открытие необычных арт–объектов.
30 октября в Измайловском саду появится новый арт-объект — инсталляция на тему театра эпохи Мольера.
С появлением нового здания Большой сцены Молодежного театра на Фонтанке в 2010 году начался и новый этап в жизни Измайловского сада, в котором стали размещать современные арт-объекты, в том числе посвященные театральной тематике. Эта традиция продолжается. Идея «мольеровского» арт-объекта принадлежит художнику Владимиру Ванину. Под его руководством воплощена сотрудниками мастерских Молодежного театра.

Открытие состоится 30 октября в 15:00. Все желающие могут присоединиться!

25 октября
Дневник фестиваля. Выпуск 3
На фестивале как и всегда: интереснейшие спектакли, новые выставки, лекции и даже подкаст. Господин Мольер побывал на всех мероприятий и делится своим мнением в прямом эфире еженедельной передачи «Дневник фестиваля»

24 октября
Последняя неделя фестиваля
Вот и настала последняя неделя фестиваля «Петербург. Пространство Мольера». Если вы откладывали посещение его мероприятий, поспешите! На этой неделе — много-много спектаклей, разговоры о моде, экскурсии о медицине и даже открытие арт-объекта в Измайловском саду:

26 октября
в 18:00 – «Вечер анатомического театра в эпоху Мольера» Военно-медицинский музей. Билеты на сайте музея.
в 19:00 – спектакль «Плутни Скапена» в Учебном театре «На Моховой». Билеты на сайте театра.

27 октября
в 16:00 – показ фильма «Тартюф» и творческая встреча с Михаилом Боярским. Участие по предварительной регистрации (Регистрация закрыта).
в 18:30 – театрализованная экскурсия «Лекарь поневоле. Медицина эпохи Мольера». Военно-медицинский музей. Билеты на сайте музея.
в 19:00 – спектакль «Плутни Скапена» в Учебном театре «На Моховой». Билеты на сайте театра.

28 октября
в 17:00 на «четвертой сцене» Молодежного театра на Фонтанке
состоится разговор историка моды Мэган Виртанен и создателя бренда женской одежды Виктории Тишиной «Театр и мода в эпоху Мольера и сейчас». Участие по предварительной регистрации: https://vk.cc/chIn01.
в 19:00 – спектакль «Тартюф» в Молодежном театре на Фонтанке. Билеты на сайте театра.

30 октября
в 15:00 в Измайловском саду торжественно откроется новый арт-объект – инсталляция на тему театра эпохи Мольера. Вход свободный.
в 18:00 – спектакль «Кабала Святош/Мольер» в Молодежном театре на Фонтанке. Билеты на сайте театра.

31 октября в 19:00 – спектакль «Плутни Скапена» Театр «Пушкинская школа Владимира Рецептера». Билеты на сайте театра.

23 октября
Экскурсия по выставке «Посвящение Мольеру»
В рамках фестиваля «Петербург. Пространство Мольера» в Театральной библиотеке начала работу выставка «Посвящение Мольеру». Ее посетители могут увидеть уникальные книги, включая прижизненные издания сочинений классика, театральные эскизы, афиши к постановкам разных лет по пьесам Мольера, куклы к легендарному спектаклю Театра марионеток Е. С. Деммени.

Приглашаем вас на онлайн-экскурсию по уникальной выставке.

Посетить выставку без экскурсии можно до 30 ноября. Вход свободный в рабочие часы Театральной библиотеки.

22 октября
Мольер и Ватель: театр и еда. Выпуск подкаста "Книжный шум"
Новый выпуск подкакста «Книжный шум» «Мольер и Ватель: театр и еда» от библиотеки «Екатерингофская».
«Книжный шум» – это диалог о книгах, писателях и всём, связанном с литературой. В этом выпуске ведущие подкаста обсудили театр эпохи Людовика Короля-солнца и сравнили два творческих пути великих театральных деятелей той эпохи.

22 октября
Интервью с нар. арт. России Юрием Сергеевичем Лазаревым
Продолжаем разговор о лучших постановках Мольера на петербургской сцене XX века.

Предлагаем вашему вниманию интервью с народным артистом России Юрием Сергеевичем Лазаревым.
В 1975 году он поступил в труппу Театра Комедии им. Н. П. Акимова и сыграл в спектакле «Мизантроп» — одном из лучших спектаклей Петра Фоменко — роль Филинта, друга Альцеста.

21 октября
Перечитывая Мольера
В рамках онлайн-программы фестиваля Юношеская библиотека им. А.П. Гайдара предлагает вашему вниманию видеообзор редких изданий Жана-Батиста Мольера из своего фонда.
ВНИМАНИЕ!!!
Лекция Марины Заболотней «Николай Акимов и спектакль «Тартюф» 1929 г.», назначенная на 22 октября в 16.00 в Библиотеке им.А.П.Чехова, ОТМЕНЯЕТСЯ в связи с болезнью лектора.
Приносим свои извинения!

21 октября
Азбука эпохи Мольера — Этикет при дворе Людовика XIV
Этикет при дворе Людовика XIV – свод правил поведения со строгими и четкими нормативами, один из способов подчеркнуть абсолютную власть монарха. День самого короля был расписан по минутам, и каждый придворный исполнял свою роль в этом распорядке дня, точно зная, в какое время дня и куда ему надлежит являться.

Церемонии обслуживали сотни людей. Сановники и вельможи подавали королю предметы туалета или салфетки, держали свечи при утреннем одевании и вечернем раздевании короля, подвязывали ему шпагу, предварительно пробовали еду, сопровождали монарха на прогулках и охоте.

Обязанности, подходящие прислуге, почитались за честь герцогами и графами. Регламентирована была даже громкость стука в дверь. Чины, милости, деньги, поместья все добывалось именно при дворе, в соблюдении заведенного порядка, строжайшей иерархии и поклонения божеству – монарху.


21 октября
«Мода и театр». Встреча в Молодёжном тетре
Завтра в группе фестиваля ВКонтакте открывается регистрация на встречу «Мода и театр» в Молодежном театре на Фонтанке.


20 октября
Азбука эпохи Мольера — Шарпантье Марк-Антуан

Шарпантье Марк-Антуан (1643-1704)

– французский композитор, певец (контратенор), теоретик музыки.


После разрыва Мольера с Люлли в 1672 году, Шарпантье начал своё многолетнее сотрудничество с мольеровской труппой. Руководствуясь сторонним советом, драматург отказался от услуг композитора Шарля д'Асуси и передал Шарпантье заказ на музыку для постановки «Мнимый больной».


После смерти Мольера Шарпантье продолжал писать для наследников драматурга – Тома Корнеля и Жана Донно де Визе. Композитор также сочинял духовную музыку для капеллы сына Людовика XIV, Великого Дофина.


Когда Людовик объявил конкурс на должность музыкального директора придворной часовни, Шарпантье был одним из претендентов, прошедших первый тур, однако был вынужден отказаться от дальнейшего участия из-за болезни. Два месяца спустя король наградил его пенсией.



20 октября
«Кабала святош/Мольер» в Молодежном театре на Фонтанке
Хотите познакомиться с биографией Мольера ближе? Приходите на спектакль «Кабала святош/Мольер» в Молодежном театре на Фонтанке.

Дата: 30 октября в 18:00

…Франция времен Людовика XIV. Мольер дописывает «Тартюфа», он в расцвете таланта. Король ему благоволит, однако вокруг драматурга немало врагов и завистников, которые способны разрушить его творческую и личную жизнь… Каждый постановщик рассказывал свою историю – историю творца, обласканного властью, а затем погубленного; историю лукавого комедианта; историю уставшего от жизни старика, преданного близкими…

В роли Мольера – з.а. России Сергей Барковский. Актерский коллектив спектакля – лауреат премии Правительства Санкт-Петербурга в области культуры и искусства.

Спектакль впервые пройдет с тифлокомментированием.

Место: Молодежный театр на Фонтанке, наб. Фонтанки, 114.

19 октября
Азбука эпохи Мольера — Шапель
Шапель – прозвище Клода-Эммануэля Люилье
(ок.1627-1686), французского писателя, философа и поэта, сочинителя коротких стихотворений, друга Мольера по обучению в Клермонском колледже (оба были приверженцами лекций Гассенди).

Поддерживал Мольера после его размолвок с Армандой Бежар. Люилье был также дружен с баснописцем Лафонтеном, драматургами Бержераком и Расином, теоретиком классицизма Буало, музыкантом Ассуси и другими известными людьми, ценившими легкость его духа и игривость. Вел свободную жизнь, много путешествовал, под конец жизни стал завсегдатаем парижских салонов и любимцем представителей двора Людовика XIV.


18 октября
Дневник фестиваля. Выпуск 2
На прошлой неделе в рамках фестиваля «Петербург. Пространство Мольера» прошли концерты, выставки, спектакли и даже — анатомический театр. Обо всем этом господин Мольер рассказывает во втором выпуске программы «Дневник фестиваля».


18 октября
Азбука эпохи Мольера — Шанмеле

Шанмеле – сценический псевдоним французской актрисы Мари Демар (1642-1698).


Актрисой стала, выйдя в 15 лет замуж за актера, рано овдовев вновь вышла замуж за актера, известного как сир де Шанмеле. Играла в театре Маре, затем в труппе театра Бургундский отель. Блистала в трагедиях Расина. Стала его звездой после успеха постановки «Андромаха». Расин написал для актрисы свои лучшие произведения и лично интонировал ее игру. Кульминацией творчества Шанмеле стала роль Федры в одноименной трагедии Расина.


После расформирования Бургундского отеля стала одним из первых пайщиков Комеди Франсез, где исполняла главные любовно-трагические роли в течение более чем тридцати лет. Вместе с вдовой Мольера Армандой Бежар блистала как комедийная актриса.


Скончалась на сцене. Была, как и Мольер, погребена без отпевания.


17 октября
Планы Молодежного театра на 30 октября!
Какие у вас планы на 30 октября? А у Молодежки — грандиозные!

В этот день в Измайловском саду будет открыт новый арт-объект (об этом мы обязательно расскажем позже), а вечером спектаклем «Кабала святош/Мольер» завершится фестиваль «Петербург. Пространство Мольера». Билетов на спектакль все меньше и меньше: https://mtfontanka.ru/perfomance/kabala-svyatosh.

Одновременно с этим случится личная «премьера» актрисы Марины Ординой — она впервые станет тифлокомментатором спектакля «Кабала святош/Мольер». Для людей с ограниченными возможностями по зрению и их сопровождающих мы подготовили скидку 50%. Узнать подробности и забронировать билеты можно в кассе театра (316-65-64) или в отделе бронирования (316-68-70). Количество билетов ограничено!

На видео - поклоны после спектакля 13 октября.

17 октября
Азбука эпохи Мольера — Шанваллон
Шанваллон Франсуа Арле (1625-1695) – пятый архиепископ Парижа (1671- 1695). Отличался галликанскими взглядами (считал роль короля главенствующей перед ролью Папы Римского). Вел достаточно свободную жизнь, похожую на жизнь богатого дворянина, а не духовного лица. Был хорош собой, являлся превосходным оратором.


В 1673 году принципиально отказался хоронить Мольера по церковному обряду: великий драматург не успел покаяться на смертном одре, и был похоронен за кладбищенской стеной, где обычно хоронили самоубийц.


16 октября
Интервью с Геннадием Тростянецким
Геннадий Тростянецкий среди петербургских режиссеров — лидер по количеству «мольеровских» спектаклей.

Специально для фестиваля «Петербург. Пространство Мольера» мы пообщались с известным режиссером. Приятного просмотра!


16 октября
Азбука эпохи Мольера — Цель комедии

Цель комедии, по мнению Мольера, состоит в изображении человеческих недостатков и, в особенности, недостатков современных автору и исполнителям людей.


Со всей горячностью своего характера драматург обрушивался на любые искажения человеческой природы. Его критике подвергались глупость, тиранство, ханжество, дурновкусие, легковерность, жеманство, индивидуализм и другие пороки и недостатки.


15 октября
Фильм о творческой встрече с Олегом Габышевым и Любовью Андреевой
В Театральной библиотеке прошла встреча с ведущими солистами Театра балета Бориса Эйфмана Олегом Габышевым и Любовью Андреевой, которые исполняют главные партии в спектакле «Страсти по Мольеру, или Маска Дон Жуана».
Премьера 2021 года, ставшая вторым обращением прославленного хореографа Бориса Эйфмана к биографии Ж.-Б. Мольера, рисует картину тяжкого удела творца и подчеркивает драматичный контраст между пленительным миром сцены и повседневным бытием.
Все, кто очень хотел, но по каким-либо причинам не смог посетить встречу, могут посмотреть видеозапись.

15 октября
Азбука эпохи Мольера — Фьорилли Тиберио
Фьорилли Тиберио (1608-1694) – итальянский артист по прозвищу Скарамуш. Входил в труппу Итальянской комедии, с которой в 1661 году делила сцену труппа Мольера. Отличался неистощимой выдумкой, хорошо владел актёрской техникой, его игра изобиловала техническими трюками.

В образе Капитана (Скарамуша) отчётливо проявилась реалистическая направленность его творчества. Фьорилли выступал без маски, покрывая лицо гримом, носившим гротесковый характер. Был блестящим мастером мимики, и, по легенде, давал уроки игры Мольеру.



14 октября
Творческая встреча с Сергеем Барковским
В Библиотеке им. А.П. Чехова в рамках фестиваля «Петербург. Пространство Мольера» прошла творческая встреча с заслуженным артистом России, актером Молодежного театра на Фонтанке и исполнителем роли Мольера в спектакле «Кабала Святош /Мольер» Сергеем Барковским.
О том, каково это оказаться Мольером и многом, многом другом актер поделился с куратором проекта «Фигура» Натальей Бачинской и гостями встречи.
Всем, кто очень хотел, но по каким-то причинам не смог посетить встречу, предлагаем видеозапись.


14 октября
«Блистательный театр Мольера»
Жан-Батист Поклен – редкий пример писателя, вошедшего в историю мировой литературы под сценическим псевдонимом. Сегодня этот человек известен миру как великий драматург Мольер, однако современники видели в нём, прежде всего, популярного театрального актёра.
13 октября на лекции «Блистательный театр Мольера» в ЦРБ имени А.С. Пушкина заглянули за кулисы театра Пале-Рояль и на собственном опыте поняли, каково это – добиться почти голливудского успеха в мире, где работа на сцене считается тяжким грехом! В ходе интерактивной лекции присутствовавшие узнали, как была организована повседневная жизнь театра в XVII веке, и прошли краткий курс барочного актёрского мастерства.


14 октября
Азбука эпохи Мольера — Фронда

Фронда (в переводе с французского, «праща») – антиправительственная смута и оппозиция, активизировавшиеся с 1648 по 1653 год в период правления Людовика XIV.


Народные недовольства грабительской политикой государства выражались в крестьянских бунтах в провинции, вооруженных стычках на улицах Парижа и сговоре парламентской оппозиции. Фактически шла гражданская война, во время которой Мольер исколесил со своей труппой пол-Франции, приобретая не только профессиональный опыт, но и житейскую мудрость.


13 октября
Азбука эпохи Мольера — Французский классицизм
Французский классицизм – художественный стиль и эстетическое направление в европейской культуре XVII—XIX веков. В основе стиля лежат рационалистические идеи философа Декарта.

С точки зрения классицизма художественное произведение должно строиться на основании строгих канонов, подтверждающих стройность и логичность самого мироздания. Так, в драматургии стиль диктовал необходимость соблюдения принципа «трёх единств». Высшим жанром театрального искусства признавалась траге­дия.

В классической драматургии персонажи чётко различались и противопоставлялись друг другу: положительные герои воплощали только добродетели, отрицательные становились олицетворением порока. При этом добро всегда должно было побеждать зло.


12 октября
Творческая встреча с Олегом Габышевым и Любовью Андреевой

Вчера у нас в гостях были удивительно красивые, светлые и талантливые люди — ведущие солисты Театра балета Бориса Эйфмана Олег Габышев и Любовь Андреева!

Они поделились с нами воспоминаниями о том, как приехали в Петербург, как начинался их артистический путь, рассказали о выборе своего театра, о взаимодействии солиста и кордебалета, о репетициях и творческом поиске, о балете во времена Мольера и о своих партиях в балетах о Мольере и Родене...

Мы могли бы слушать и слушать, но артистам было пора на репетицию — работать над новым замыслом художественного руководителя театра. И все-таки нам удалось немножко заглянуть за кулисы и слегка прикоснуться к тайне театра, который в течение 45(!) лет покоряет лучшие сценические площадки мира и сердца людей.

Все, у кого по каким-то причинам не получилось прийти на встречу, состоявшуюся в рамках фестиваля «Петербург. Пространство Мольера»], смогут увидеть её видеозапись в группе фестиваля. Следите за нашими новостями)


12 октября
Азбука эпохи Мольера — Указ о снятии с актеров бесчестия

«Указ о снятии с актеров бесчестия» — указ короля Франции Людовика XIV, обнародованный 16 апреля 1641 года. Согласно ему актерская профессия выводилась из-под прямой юрисдикции церковных властей, но оставалась подцензурной и переходила под власть светскую. «Мы желаем, чтобы их (актерская) профессия, могущая вполне невинно отвлекать народ от разных дурных занятий, не могла быть им поставлена в укор и не считалась порочащей их доброе имя в общественной жизни», говорилось в документе. Однако, сначала скитания труппы Мольера по провинции, а затем смерть самого Мольера, оставшегося на смертном одре без официального покаяния в оскорблении общественных нравов и из-за этого похороненного за церковной оградой, доказала, что указ Людовика действовал в противовес воле церкви только на бумаге.


11 октября
Дневник фестиваля.Выпуск 1


11 октября
«Лекарь поневоле. Медицина эпохи Мольера»
Ура, мы получили первые отзывы на новую театрализованную экскурсию в рамках фестиваля «Петербург. Пространство Мольера»: «Спасибо огромное за музейное представление в рамках празднования фестиваля к 400 летию Мольера! Доктору Пургону и мадам Белине благодарность!»❤

Специально для фестиваля сотрудники Военно-медицинского музея создали экскурсию «Лекарь поневоле. Медицина эпохи Мольера». Экскурсоводы разыграли мизансцены, чтобы перенести посетителей во вторую половину XVII века. Эта эпоха активного творчества Жан-Батист Поклена, известного нам по театральному псевдониму Мольер. В его пьесах часто встречаются врачи, и это, прежде всего, люди, зря уверенные в силе своей науки, ведь тогда выздоровление зависело прежде всего от пациента и даже высших сил. Почему в пьесах Мольера нет ни одного врача, который не был бы нелеп или отвратителен, тогда как множество его персонажей вызывают симпатии, хотя бы на миг?

Составьте своё мнение о нашей новой экскурсии: приходите в музей!
13, 20, 27 октября (четверг), 18:30 – театрализованная экскурсия «Лекарь поневоле. Медицина эпохи Мольера».

Купить билет онлайн

11 октября
Азбука эпохи Мольера — Труппа Мольера
Труппа Мольера – актеры, не оставившие Мольера после краха «Блистательного театра». С 1645 года завоевывать французскую провинцию: Руан, Нант, Реймс, Монпелье, Авиньон, Тулуза, Бордо, Дижон… Поначалу словно и не слыхавшие об «Указе о снятии бесчестия с актеров» духовные и светские власти преследовали комедиантов, чиня им всякие препятствия. Да и трагедии не имели в глубинке успеха: ярмарочный фарс и выступления театра дель арте были более понятным для провинциалов жанрами.

Опытные актеры Дюфрени с женой, комик Дюпарк (Гро-Рене) и актрисы Катрин Де-Бри и Терез Горла (будущая госпожа Дюпарк) быстро переняли комические трюки итальянской комедии, а Мольер сочинил несколько первых комедий-фарсов, оставив в них место для актерской импровизации. «Влюбленный доктор», «Летающий лекарь», «Ревность Барбулье» и другие комедии имели хитроумные сюжеты и были наполнены живым бытом. Постепенно французская труппа начала одерживать творческие победы над коллегами-итальянцами. Успех в Лионе в 1655 году был так велик, что принц Конти, разрешивший труппе именоваться «Собственными комедиантами принца Конти».



10 октября
«Король французской комедии (Жан-Батист Мольер)»
В рамках онлайн-программы фестиваля «Петербург. Пространство Мольера» библиотека СВОя представила одноимённую презентацию, в которой рассказывает о жизненном и творческом пути великого драматурга.


10 октября
Азбука эпохи Мольера — Три единства

Три единства – единство времени, единство места и единство действия. Этот принцип был обязателен при написании классицистических пьес, независимо от их жанра. Действие должно было укладываться по времени в 24 часа, происходить в одном и том же месте и отображать только одно событии. Как вам такое отрицание условности, изначально характерной театру как искусству? Придумано триединство, правда, было не во Франции Мольера, а названо Аристотелем в его «Поэтике». Французский классицизм, взяв принцип на вооружение, по сути, загнал драматургов в жесткие рамки, которые они всячески пытались нарушить, например, предельным уплотнением действия. Тем не менее, триединство было в ходу до начала XIX столетия, хотя опровергать его начала предромантическая и романтическая литература.


9 октября
Азбука эпохи Мольера — Сценическая школа Мольера
Сценическая школа Мольера заметно отличалась от канонических требований, предъявлявшихся к актерам высокой трагедии — навыков мелодического чтения и изящной, но заученной жестикуляции.

Своим артистам Мольер говорил: «Вникайте в сущность ваших ролей и вообразите, что вы — то самое лицо, которое представляете». Это был путь к развитию актерской наблюдательности, познанию характеров и проникновению во внутренний мир героев, поиску их индивидуальных черт и сущности натуры.

Конечно, мольеровские принципы были еще далеки от психологической основы создания многогранных образов, но являлись решающим поворотом в сценическом искусстве.



8 октября
«Злополучный Тартюф»
В пятницу, 7 октября, в Библиотеке им. А. П. Чехова состоялось открытие выставки "Злополучный Тартюф".

Эта выставка приурочена к 400-летию Жана-Батиста Мольера и наряду с другими нашими мероприятиями входит в программу городского фестиваля Петербург. Пространство Мольера.
Поэтому на открытии присутствовала замечательная гостья - директор Театральной библиотеки Анастасия Гай . Именно в содружестве с коллективом Театральной библиотеки и создавался наш выставочный проект.

В рамках открытия куратор выставки Марина Яковлева представила нашего героя - один из самых неоднозначных и необычных спектаклей "Тартюф", поставленный в далеком 1929 году в Ленинградском театре ГосДрамы, ныне - Александринском театре. Рассказ о ошеломляющем успехе спектакля у зрителей, о коллизиях, сопутствующих постановке, о революционных идеях создателей спектакля очень понравился публике, пришедшей на выставку.

У вас есть возможность своими глазами увидеть эскизы декораций и костюмов, уникальные фотографии артистов, прочитать рассказы о создателях и режиссерах, отзывы первых зрителей и другие документы, связанные с постановкой «Тартюфа» в театре «Госдрамы», на выставке "Злополучный Тартюф" в пространстве Библиотеки им. А. П. Чехова

Также в рамках открытия выставки состоялась интересная лекция Лекция Нины Исаевой, сотрудника Всероссийского музея им.А.С.Пушкина, о самых знаменитых пьесах Мольера при дворе Людовика XIV и премьере пьесы "Тартюф" 1664г.

Подробнее об этих событиях в нашей статье.

Выставка "Злополучный Тартюф" продлится до 31 октября
✅ метро Международная, ул. Турку 11/1



Интервью с Эдуардом Кочергиным
Эдуард Степанович Кочергин – народный художник России, действительный член Российской Академии художеств, главный художник БДТ имени Г. А. Товстоногова. Эдуард Степанович оформил более двухсот спектаклей в России и за рубежом. Среди них — легендарная постановка «Мольер» (1973 г., режиссер — Сергей Юрский).

Специально для фестиваля «Петербург. Пространство Мольера» мы пообщались с этим удивительным художником и человеком. Приятного просмотра!

В фильме использованы материалы из архива БДТ имени Г. А. Товстоногова и фрагменты видеозаписи спектакля «Мольер» из открытых источников (1973 г.).


8 октября
Азбука эпохи Мольера — Смерть Мольера

Смерть Мольера произошла после четвертого показа спектакля «Мнимый больной». Несмотря на успех премьеры Мольер говорил: «Пока жизнь моя давала мне не только горести, но и радости, я считал себя счастливым; теперь же, когда я обременен печалями и не могу надеяться ни на одно мгновенье удовлетворения, успокоения, я вижу, что пора мне сойти со сцены жизни».


17 февраля 1673 года Мольер, игравший Аргана, очень плохо себя чувствовал. Предсмертные судороги, приступы кашля публика воспринимала как шедевр актерского мастерства. Мольер потерял сознание, и в тяжелом, агональном состоянии его привезли домой. Оскорбленные врачи не согласились прийти к умирающему. Церковники отказали в исповеди и в церковном погребении. И только вымоленное у короля разрешение помогло великому французу найти упокоение.


Буало, вспоминая потом об этом тяжелом эпилоге, верно отметил его исход — «вымоленный для праха великого человека скромный уголок земли».



7октября
«Вечер Анатомического театра в эпоху Мольера»
В пьесе Мольера «Мнимый больной» есть такие строки: «Позвольте мне также, с разрешения вашего батюшки, доставить вам развлечение и пригласить вас, сударыня, на вскрытие женского трупа, которое состоится на днях: я буду там давать объяснения».
Такие объяснения давали 5 октября в Военно-медицинском музее всем пришедшим на первое представление «Вечер Анатомического театра в эпоху Мольера» в рамках фестиваля «Петербург. Пространство Мольера»!
Посетители встретились с тенями прошлого — коварным инквизитором и чумным доктором, погрузившими их в атмосферу пугающего и завораживающего зрелища. Каждый примерил на себя роль жителя средневекового города, ощутил радость открытий Нового времени и оценил по достоинству достижения великого Андреаса Везалия.
«Нечего сказать, приятное развлечение! Обыкновенно люди водят своих возлюбленных в театр, но показать вскрытие трупа – это, конечно, гораздо более светское удовольствие», – гласит строчка из вышеупомянутой пьесы. Приходите и получите удовольствие от получения знаний и игры актеров 12, 19 и 26 октября!


7 октября
Азбука эпохи Мольера — Сен-Жермен-л̓ Осеруа

Сен-Жермен-л̓ Осеруа – средневековая церковь в центре Парижа, с восточной стороны Лувра, на Луврской площади. Служила приходским храмом для обитателей Лувра, в том числе венценосных.


Храм носит имя христианского святого Германа Осерского (ок.378—448), галло-римского епископа, одного из самых почитаемых во Франции святых. Здесь Мольер венчался с Армандой Бежар 20 февраля 1662 года. На церемонии присутствовали только самые близкие.



6 октября
Азбука эпохи Мольера — Родители Мольера

Родители Мольера – Мария Крессе (1601-1632) и Жан Поклен
(1595—1669). Поженились в 1621 году, у них было шестеро детей. Старшего, будущего Мольера, назвали Жаном-Батистом. Отец имел собственную лавку на улице Сент-Оноре в Париже и мастерскую, успешно вел торговлю на Сен-Жерменской ярмарке. Купил должность придворного обойщика, которая перешла к его наследниками. В числе восьми придворных обойщиков ремонтировал дворцовую медель, декорировал различные придворные празднества и процессии. Получал 300 ливров жалования, не считая наградных.

После смерти матери Мольера от туберкулеза женился вторично. Дал сыну хорошее образование, но готовил его ко вступлению на фамильную стезю. Когда сын предпочел обойному делу театр, отец, считавший профессию актера недостойной, и сын серьезно поссорились. Даже обещал купить сыну какую угодно должность, если стоимость ее не превысит его средств.

Все было напрасно, и разгневанный непокорностью сына, Поклен-отец послал ему свое проклятие, но позволил получить наследство от матери.


5 октября
Лекция-концерт «Два Батиста: Мольер и Люлли» и презентация многоформатного альбома для слепых и слабовидящих людей «Тартюф» и не только»
4 сентября в Санкт-Петербургской государственной специальной центральной библиотеке для слепых и слабовидящих прошло комплексное мероприятие в рамках общегородского фестиваля «Петербург. Пространство Мольера», посвященного 400-летию со дня рождения Ж.-Б. Мольера, – «Два Батиста: Мольер и Люлли».
В его рамках прошла презентация изданного в библиотеке многоформатного альбома «„Тартюф“ и не только» – совместного проекта с Санкт-Петербургской государственной Театральной библиотекой.
В основу альбома положен авторский текст, рассказывающий о петербургских постановках по произведениям Мольера. В качестве иллюстративного материала использованы эскизы костюмов художника Владимира Фирера к спектаклям «Мещанин во дворянстве» из собрания Санкт-Петербургской государственной Театральной библиотеки и «Тартюф», любезно предоставленные автором.
Участникам мероприятия был представлен библиографический обзор петербургских изданий комедии «Тартюф».
Сергей Лалетин, балетовед, старший научный сотрудник Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства, преподаватель Академии танца Бориса Эйфмана рассказал о сотрудничестве «Двух Батистов» – Мольера и Люлли, которые создали 11 балетных постановок для короля Людовика XIV.
Завершилось мероприятие лекцией-концертом Студенческой филармонии Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова.


5 октября
Азбука эпохи Мольера — Ришелье или Арман Жан дю Плесси

Ришелье или Арман Жан дю Плесси (1585-1642) — кардинал Римско-католической церкви, государственный деятель, главный министр короля с 1624 года до своей смерти.


Был секретарём и канцлером Марии Медичи, духовником Анны Австрийской. Всеми силами стремился угодить Людовику XIII и при этом остаться верным его матери, Марии Медичи. Однако сделал выбор в пользу короля, пообещавшего ему сан кардинала. Имел большую политическую силу, вел борьбу с гугенотами, дал официальный статус Французской Академии, членом которой, по легенде, предлагали стать и Мольеру – при условии отказа от сцены. Драматург якобы не согласился.


По удивительному стечению обстоятельств на улице, названной именем Ришелье, находилась последняя парижская квартира Мольера.




4 октября
Разговоры и споры о Мольере
3 октября в Санкт-Петербургской Театральной библиотеке на круглом столе «Мольер forever» фестиваля «Петербург. Пространство Мольера» сошлись известные петербургские режиссеры, художники, актеры, театроведы, для которых 400-летие французского классика – не просто исторический факт, а пища для размышлений. Геннадий Тростянецкий, лидер по числу постановок мольеровских пьес на постсоветском пространстве, задал тон обсуждению, отметив, что Мольер – это «тайна, пространство для игры и импровизации, океан, нырнув в который, можно сделать множество открытий». Роман Кочержевский говорил о том, как много значит для режиссера «правильный» перевод текста пьесы, отвечающий сегодняшнему моменту, ощущению Мольера современными постановщиками и актерами. О необходимости новых переводов мольеровских текстов говорил Андрей Андреев, на счету которого тоже несколько постановок по текстам французского гения. О собственном подходе к постановке по пьесе Мольера «Лекарь поневоле» говорил Михаил Левшин. Артист Сергей Барковский, которому довелось сыграть не только нескольких мольеровских героев, но и самого драматурга, отметил масштаб личности классика, неоднократно совершавшего поступки, обозначающие силу его характера и профессиональной воли. Театровед Елена Горфункель вспоминала постановки Эфроса и других режиссеров прошлых лет. Режиссер Григорий Дитятковский напомнил всем биографию Мольера, бывшего не только автором, но и великолепным артистом, а также художником-технологом. Артист Александр Новиков сформулировал главную особенность пьес драматурга: их героем зачастую становится обманутый и обманувшийся немолодой человек. Художник Владимир Фирер, чей эскиз к одной из мольеровских пьес стал опознавательным знаком фестиваля, признал зависимость художника от режиссерского посыла и опроверг расхожее мнение о необходимости соблюдения временного соответствия костюма в спектаклях «по Мольеру». Итожа разгоревшуюся было дискуссию, доктор искусствоведения Александр Чепуров напомнил, что «Мольер и Расин сделали русский театр», и, то, что все творения великого француза объединяет «драма ослепления» и игровое начало. В ходе круглого стола дело не обошлось и без горячих споров, явно доказавших, что Мольер мало кого из профессионалов и зрителей оставляет равнодушными. Что, собственно, и требовалось доказать: ведь Мольер forever…
Модератор встречи - Наталья Бржозовская, заместитель художественного руководителя Молодежного театра на Фонтанке по связям с общественностью.


4 октября
Азбука эпохи Мольера — Расин Жан

Расин Жан (1639-1699)современник Мольера, поэт,
драматург, сосредоточившийся на внутреннем мире человека. Столкновение глубоких характеров составляет действие расиновских драм, лишенных бытовых подробностей и эпизодических сцен.

Пьесы Расина гармоничны, написаны пленительно простыми стихами, действие в них логично, последовательно в развитии, а благородство героев состоит в их моральной стойкости и верности нравственному долгу. Будучи знакомым с Мольером, Расин по его совету написал свою первую трагедию «Фиваида, или Братья-враги». Вел хронику военных кампаний Людовика XIV. В более поздних пьесах Расин обличал деспотизм, критиковал нравственную порочность, даже обосновал справедливость народного восстания. Разумеется, Людовику XIV это пришлось не по нраву.

Окончательно Расин лишился благосклонности короля после написания записки о народных бедствиях, после чего вынужден был закончить свою драматургическую карьеру.


3 октября
Азбука эпохи Мольера — Пти-Бурбон

Пти-Бурбон — театр, отданный Мольеру королем Людовиком ХIV в 1658 году после успешного показа мольеровской труппой, приехавшей из провинции в Париж, фарса «Влюбленный доктор».


Повелением королевских особ труппа Мольера, получившего пенсию в 1500 ливров, обрела новое название: «Труппа брата короля» и стала играть в театре Пти-Бурбон три раза в неделю — по понедельникам, средам и субботам, деля сцену с итальянскими артистами, игравшими по четвергам и воскресеньям. В репертуаре театра были пьесы Корнеля, Ротру, Тристана Лермита, Буаробера. Успех пришел после первого показа комедии «Смешные жеманницы», написанной самим Мольером. Под предлогом перестройки здания осенью 1660 года недруги Мольера попытались лишить труппу помещения, и лишь обращение к королю позволило артистам обрести новый театр — зал Пале-Рояль.



2 октября
Азбука эпохи Мольера — Первый театр Мольера

Первый театр Мольера – «Блистательный театр». Просуществовал в Париже два года: с 1643-го по 1645-й. Во главе театра находились Мольер и актриса Мадлена Бежар. Первый спектакль состоялся 1 января 1644 года. Репертуар состоял из пьес Дефонтена, Дюрийе и Лермита. Театр не имел постоянного помещения и меценатов, несколько раз арендовал для представлений разные залы для игры в мяч. Не выдерживал конкуренции с театрами Бургундский отель и Маре, испытывал материальные трудности, из-за которых и был закрыт, а Мольер, быстро растративший на нужды театра наследство матери, попал в долговую тюрьму.


1 октября
Фестиваль открыт!

Сегодня, 1 октября, в нашем городе стартует фестиваль «Петербург. Пространство Мольера». Его начало ознаменовано открытием в Санкт-Петербургской Театральной библиотеке выставки «Посвящение Мольеру». Уникальные книги, включая прижизненные издания сочинений классика, представляют четыре столетия торжества французского гения комедии. Есть тут и его первая биография, написанная и присочиненная Гримаре. Посетители выставки также могут увидеть театральные костюмы, афиши спектаклей, созданных в разные годы «по Мольеру», удивительные куклы-марионетки, воспроизводящие образы героев драматурга…
Накануне первыми посетителями уникального вернисажа стали организаторы и участники фестиваля, которые собрались в Театральной библиотеке по окончании длительного подготовительного этапа. Перед собравшимися помимо официальных лиц выступил… сам Жан-Батист Мольер, анимированный герой фестиваля, с которым вам предстоит познакомиться на этом сайте и в социальных сетях Молодежного театра на Фонтанке и Театральной библиотеки.
Любителей театрального искусства ждет особый сюрприз от господина Мольера, которому вы можете лично задать вопрос в разделе «О фестивале» данного сайта. Авторов самых интересных вопросов на протяжении октября еженедельно будут премировать контрамарками на спектакли петербургских театров-участников фестиваля.

Оценить результаты работы 29 учреждений культуры, которые придумали и организовали почти полсотни различных мероприятий фестиваля, уже с сегодняшнего дня может любой петербуржец. Знакомьтесь с программой, выбирайте подходящие даты и мероприятия, задавайте свои вопросы Мольеру. Вас ждет увлекательное путешествие длиной в целый месяц!


1 октября
Азбука эпохи Мольера — Основа комедий Мольера

Основа комедий Мольера.

Несколько раз ею становились бывшие в ходу пьесы итальянских авторов – «действующих» или древних. Так, в основе фарсовой пьесы «Шалый» (1655) – пьеса актера Никколо Барбьери «Неразумный». Но Мольер добился в своем варианте сюжета мастерски разработанных характеристик героев и композиционной стройности. Комедия «Любовная досада» (1656) – переработка пьесы Никколо Секки «Выгода», в которой, в пример подлиннику, появляются тонкая ирония, исполненные лиризма и психологической правды диалоги. А пьеса «Скупой» написана Мольером по комедии древнеримского драматурга Плавта «Клад». В варианте XVII столетия главный герой становится ростовщиком и накопителем, характерной для эпохи Мольера фигурой.



30 сентября
Азбука эпохи Мольера — Орлеанский университет

Орлеанский университет – университет, основанный в XIV веке римским папой Климентом V. Первым во Франции позволил студентам изучать римское право. В 1639 году, после окончания Клермонского колледжа, в этот университет поступил будущий Мольер, Жан-Батист Поклен. Получив звание лиценциата прав, он должен был, по воле отца, заняться адвокатской практикой. Но увлечение философией материалиста Гассенди окончательно сформировало мировоззрение молодого человека, разделявшего идеи главенства чувственного опыта над абстрактным логизированием, борьбы со схоластикой и аскетизмом, провозглашения свободы мысли и прав природы. Адвокат стал актером и драматургом.


29 сентября
Азбука эпохи Мольера — «Общество святых даров»

«Общество святых даров» – тайная организация, возникшая в 60-е годы XVII века, в годы реакционного абсолютизма, когда разгулявшееся благодаря королевской поддержке католическое духовенство шло в наступление на малейшие проявления оппозиции. «Общество святых даров» было центром иезуитов и состояло из лиц знатного происхождения и их многочисленных агентов. Прозвана «Шайкой святош». Выполняла, по существу, функции тайной полиции. Выведена Михаилом Булгаковым в пьесе «Кабала святош (Мольер)» в виде Кабалы священного писания, которую возглавляет архиепископ Шаррон, вознамерившийся призвать драматурга к ответу за написанную тем разоблачительную для святош комедию «Тартюф».



28 сентября
Азбука эпохи Мольера — Насмешки Мольера над медициной

Насмешки Мольера над медициной.

Открытие Уильямом Гарвеем принципов кровообращения в 1628 году подверглось ожесточенной критике со стороны Парижского медицинского факультета, ориентировавшегося на Гиппократа и Галена. Хотя Левенгук уже подарил миру микроскоп, а физиолог Мальпиги открыл строение тканей и капиллярное кровообращение, лечащие врачи XVII века лечили кровопусканием, приемом слабительных да рвотных.

Прогрессивные люди были скептично настроены по отношению к такой медицине.
Оттого и придуманный Мольером Дон Жуан иронизирует над рассказами Сганареля о варварских методах лечения («Дон Жуан»), Лизетта и Сганарель в открытую называют лекарей убийцами, а высказывания самих лекарей Томеса, Макротона, Баиса и Дефонандреса легковесны и поверхностны («Любовь-целительница»). Образы тупоумных медиков у Мольера, шагавшего в ногу с открытиями века, шаржированы и однозначно негативны также в комедии «Господин де Пурсоньяк». Говоруны от медицины беспомощны, подтвердить мог это и сам драматург, часто болевший после смерти Мадлены Бежар и своего первенца. То, что лекари называли простудами и переутомлением, в реальности было туберкулезом. В 1667 году Мольер, состояние которого резко ухудшилось, написал пьесу «Мнимый больной», в которой в адрес лекарей выдвинул прямые обвинения.


27 сентября
Азбука эпохи Мольера — Монфлёри

Монфлёри – сценический псевдоним французского актера Жакоба Закари (ок. 1610-1667).


Был известен как исполнитель героических ролей, ролей слуг в бурлесках изысканных пастухов в пасторалях. Много гастролировал по провинции, был участником труппы театра Бургундский отель. Создавал образы людей, одержимых сильными страстями, властных, порывистых, часто это были злодеи. Исполнительская манера Монфлёри характеризовалась патетикой и чрезмерной эмоциональностью. Эту черту актера Мольер высмеял в своей комедии «Версальский экспромт».



26 сентября
Азбука эпохи Мольера — Мольер

Мольер – творческий псевдоним Жана-Батиста Поклена (1622-1673), творившего в эпоху классицизма и известного
всему миру как Жан-Батист Мольер. Вымышленная фамилия происходит от двух французских слов: mot – «слово», и lierre – «плющ». Название вечнозеленого растения, составляющее вторую часть сложносочиненного прозвища, ассоциируется, благодаря природным свойствам плюща, с упорством в жизни и устремлениях, а также с бессмертием. Соответственно, имя Molière можно расшифровать как «бессмертное слово». Такое толкование позволяет ответить вопросом на вопрос, который мучает историков на протяжении пяти столетий: зачем Мольеру понадобился псевдоним, если он все равно подписывался Поклен-Мольер? Разве можно отказаться от звучного сценического имени, да еще и такого, в котором полным-полно подтекста? Гений предусмотрел в псевдониме даже собственное бессмертие…


25 сентября
Азбука эпохи Мольера — Мода времен Людовика XIV

Мода времен Людовика XIV — Платье отличалось невероятно сложным кроем в сочетании с насыщенными красками и обилием светлых тонов. Помимо сложного кроя использовались разнообразные элементы украшений – сложная вышивка, плетеные шнуры, атласные и шелковые ленты, всевозможные кружева. Все было пронизано шиком, блеском, изысканной утонченностью и соответствовало предъявляемым требованиям церемониала. Нижнее белье было настолько роскошным и ослепительным, что при пошиве одежды учитывалась возможность его продемонстрировать. Мужская мода была связана с камзолом, который вошел в жизнь в первой половине XVII века. Шили камзолы из дорогостоящей парчи. Отвернутые манжеты «показывали» непревзойденно украшенную мужскую рубашку, а незастегнутый камзол – длинный жилет. Мужские брюки были узкими и практически незаметными, чулки – шелковыми и белоснежными. Примерно в 1640 году в моду вошли парики с завитыми, низко спадающими локонами. Женские юбки укреплялись железными обручами, разрезали спереди и скрепляли по бокам, приподнимая на линии талии. Это позволяло увидеть не только нижнюю юбку, но и подшивку верхней. Лиф платья, как правило, имел четырехугольный вырез. Дамы носили высокие сложные прически, которые фиксировались проволокой и тоже украшались богатыми кружевами.



24 сентября
Азбука эпохи Мольера — Марэ

Марэ – одна из крупнейших театральных трупп Франции XVII века. Во главе с актером Мондори труппа выступала с 1629 года в различных временных театрах Парижа, прежде чем найти постоянный дом в переоборудованном зале для игры в мяч в районе Марэ в 1634 году. Театр представлял ранние комедии Корнеля и впервые поставил его пьесу «Сид» в 1637 году. Под руководством Флоридора все чаще обращалась к популярным фарсам, обычно с участием комика Жоделе. Первоначальный театр Марэ сгорел в 1644 году и был перестроен. Флоридор покинул компанию в 1647 году, чтобы присоединиться к труппе Бургундского отеля. Руководство взял на себя актер Ларок, который продвигал зрелищные постановки. Финансовые дела шли плохо, и в 1673 году Людовик XIV приказал закрыть театр. Труппа Марэ объединилась с труппой Мольера и переехала в театр на улице Генего.


23 сентября
Азбука эпохи Мольера — Люлли Жан-Батист

Люлли Жан-Батист (1632-1687) – композитор, создатель французской национальной оперы. Будучи итальянцем по происхождению, стал основоположником французского музыкального театра. Добившись благоволения Людовика XIV, сделал при его дворе блестящую карьеру. Талантливый виртуоз, о котором современники говорили — «играть на скрипке как Батист», в 1653 году получил место «сочинителя инструментальной музыки». В 1661 году, согласно королевскому указу, Люлли был назначен главным инспектором королевской музыки.


В 1663 году Людовик XIV заказал Люлли и Мольеру пьесу с танцами, и уже в январе 1664 года на подмостках Пале-Рояля сыграли комедию-балет «Брак поневоле» с участием самого короля. Удачный опыт положил начало многолетнему сотрудничеству. За 7 лет «два Батиста» создали 11 комедий-балетов: «Принцесса Элиды», «Любовь-целительница», «Жорж Данден», «Господин де Пурсоньяк», «Блистательные любовники», «Психея», «Мещанин во дворянстве» и др.


Люлли писал песни, оперы, балеты, реформировал и создавал оркестры, формировал композиторскую школу. После смерти Мольера король передал знаменитый театр Пале-Рояль, в котором с 1661 года играла мольеровская труппа, в руки Люлли.

22 сентября
Азбука эпохи Мольера — Людовик XIV

Людовик XIV (1643-1715)
– французский король, прозванный «король-солнце». Сторонник принципа абсолютной монархии и божественного права королей. Ввел строгий этикет, регламентировавший жизнь двора. Именно ему приписывают известное выражение «Государство – это я». Лично покровительствовал писателям, музыкантам, актерам, художникам. Обладал великолепной памятью и исключительно развитым чувством долга. Был великолепным наездником и любил охоту. Охотно танцевал, ценил театр и придворные праздники. Годы правления Людовика были названы Великим веком и стали годами консолидации Франции, ее военно-политической, торговой и интеллектуальной мощи, расцвета культуры. Однако непомерные государственные расходы (в том числе и военные) постоянно ложились в виде налогов на плечи простых французов, и результатом «великолепного» правления стало обнищание всей страны.


21 сентября
Азбука эпохи Мольера — Корнель Пьер

Корнель Пьер – современник Мольера, драматург, создатель героических трагедий. Интересно, что как и Мольер, Корнель по образованию был юристом. Но увлечение поэзией сделало свое дело: адвокатской практикой Корнель заниматься не стал. Прославила его трагедия «Сид», поставленная актером Мондори в театре Маре в сезоне 1636-1637 годов. Постановка вызвала успех у публики, но не у кардинала Ришелье: благородство главного героя трагедии явно страдало вольнодумством, а сама пьеса нарушала каноны написания классицистической драматургии. Но что бы не утверждало духовенство и осудившая пьесу Корнеля французская Академия, лучшие герои драматурга одухотворены своими идеями настолько, что идеи эти становятся их страстью. Они – цельные волевые натуры и лишены морализаторства.



20 сентября
Азбука эпохи Мольера — Клермонский колледж

Клермонский колледж или Лицей Людовика Великого – учебное заведение, основанное в Латинском квартале Парижа в 1563 году орденом иезуитов. Его учредителями в разное время являлись Общество Иисуса (иезуиты), Людовик XIV, Людовик XV, Наполеон Бонопарт. В программе обучения были богословские дисциплины, греческий и латинский языки, древняя литература, грамматика. До сих пор колледж дает среднее и высшее образование. В его стенах обучались драматург и актер Жан-Батист Мольер, деятель Великой французской революции Максимилиан Робеспьер, писатель Виктор Гюго, поэты Шарль Бодлер и Поль Клодель, основатель современной высшей алгебры Эварист Галуа, художники Эжен Делакруа и Эдгар Дега, писатель и общественный деятель Ромен Роллан, бывшие президенты Франции Жорж Помпиду и Жак Ширак..


19 сентября
Азбука эпохи Мольера — Искусство декламации

Искусство декламации – определение театрального творчества в эпоху классицизма.


Игру актера в трагедии оценивали в зависимости от уровня благородства его декламационной манеры, требовавшей от исполнителей героизации и монументализации образов, укрупнения их подачи голосом и пластикой. Ничего общего с неистовством мистериальных представлений или со страстями шекспировского театра это не имело. Говор и обыденные интонации не допускались. Строгий ритм александрийских стихов требовал сильно развитого дыхания. Подчинение голоса принципу тональной декламации приближало актерскую игру к вокальному искусству.



18 сентября
Азбука эпохи Мольера — Иезуиты

Иезуиты – Общество Иисуса, католический орден монашествующих уставных клириков, основанный в 1534 году испанским дворянином Игнатием Лойолой. Упорный и жестокий фанатик, он решил стать воином Иисуса, бороться с «еретиками» и восстановить везде власть папы, «спасти» церковь от реформаторства и прославить себя. Новый орден с самого начала стал воинствующей организацией, спаянной суровой дисциплиной. Важную роль в ордене, одной из основных целей которого являлось обучение, играла образовательная система, включавшая средние и высшие учебные заведения. Папство сделало орден главным орудием в борьбе с инакомыслящими. В 1540 году орден был утвержден папой Павлом III. Лойола стал главой ордена, или первым его генералом. Члены ордена стали называться иезуитами.


17 сентября
Азбука эпохи Мольера — Зал Пале-Рояль

Зал Пале-Рояль – театр на улице Сент-Оноре в Париже, существовавший в XVII-XVIII веках. Был открыт в восточном крыле дворца Пале-Рояль в 1641 году. С 1661 года театр был передан труппе Мольера. Параллельно с французской труппой здесь выступали итальянские артисты. На сцене театра Пале-Рояль были поставлены самые известные пьесы Мольера: «Школа жен» (1662), «Тартюф» (1664), «Дон Жуан» (1665), «Мизантроп» (1666), «Скупой» (1668), «Мещанин во дворянстве» (1670) и «Мнимый больной» (1673). После смерти Мольера театр был передан Жану-Батисту Люлли, который вытеснил знаменитую труппу и использовал сценическую площадку в интересах Королевской Академии музыки, предтечи Парижской оперы. Реконструированное для этих нужд здание 6 апреля 1763 года уничтожил огонь. Театр был восстановлен в 1770 году чуть восточнее его первоначального положения, но в 1781 году вновь сгорел. Более не восстанавливался.



16 сентября
Азбука эпохи Мольера — Жест

Жест – одна из главных составляющих актерской игры в трагедиях времен Мольера.
Каноном тогда было высказывание Цицерона: «Каждому движение души имеет свое естественное выражение в голосе, мимике и жесте». Сценическая практика классицизма выработала серию условных жестов, передающих различные человеческие страсти.
Например, удивление – руки, согнутые в локтях, подняты до уровня плеч, а ладони обращены к зрителям. Отвращение – голова повернута направо, а руки протянуты налево, словно отталкивая предмет презрения. Горе – пальцы сцеплены, руки заломлены над головой или находятся на уровне талии. Мольба – руки сомкнуты ладонями и направлены к партнеру, исполняющему роль властителя, и т.п. Обращаясь к партнеру, актер должен был протягивать руку в его сторону, говоря о себе – прикладывать ладонь к груди.


15 сентября
Азбука эпохи Мольера — Жодле (Жоделе)

Жодле (Жоделе) – сценический псевдоним французского актера Жюльена Бедо

(ок. 1590-1660). Переход его в 1659 году из театра Маре в «Труппу брата короля» вызвал репертуарный переход мольеровского театра к комедиям и фарсам. Немолодой артист имел опыт игры в старинных галльских фарсах, а в итальянских комедиях дель арте долгие годы играл комическую маску слуги. В положившем начало успеху Мольера-драматурга спектакле «Смешные жеманницы» создал образ виконта Жодле. Это был тип никогда не унывающего слуги, носителя здравого, простонародного смысла. Слава Жодле была столь велика, что современники специально для него создавали пьесы. Амплуа настолько сливалось с реальным Жодле, что в годы Фронды молва приписывала ему авторство памфлетов на кардинала Мазарини.



14 сентября
Азбука эпохи Мольера — Дети Мольера

Дети Мольера рождались в браке с Армандой Бежар. Крестным первенца драматурга стал сам король Людовик XIV, однако мальчик Луи, родившийся 19 января 1664 года, умер 10 ноября в том же году.

Вторым ребенком стала Эспри-Мадлен: ее жизнь оказалась длиннее всех наследников Мольера. Дочь великого драматурга родилась 3 августа 1665 года, а умерла взрослой женщиной 23 мая 1723 года.

Меньше всех прожил второй сын Пьер Жан Батист Арман: он родился 15 сентября 1672 года и умер меньше, чем через месяц, 10 октября.


13 сентября
Азбука эпохи Мольера — Дюфрен Шарль

Дюфрен Шарль (ок.1611-ок.1684) – французский актер и антрепренер. В 1633 году возглавил театральную труппу герцога Эпернона, одной из актрис которой была Мадлена Бежар, впоследствие близкий друг Мольера, актриса мольеровской труппы. Мольер и братья Бежар, Луи и Жозеф, после разорения «Блистательного театра» присоединись к труппе Дюфрена в 1645 году. К 1648 году заметно увеличившаяся компания артистов уже носила имя Бежаров, но Дюфрен руководил ей до 1650 года. Затем передал руководство Мольеру, хотя еще долго колесил с труппой по Франции, играя второстепенные роли. В 1658 году мольеровская труппа осталась в Париже, где успешно дебютировала, получив новое название «Труппа Месье, Единственного брата короля». В 1959 году Дюфрен оставил сцену навсегда.



12 сентября
Азбука эпохи Мольера — Гримаре

Гримаре – прозвище Жана-Леонора Галлуа (1659-1713), первого биографа Мольера, искренний почитатель творчества великого комедиографа. Математик, и теоретик фортификации, военный историк, лингвист. Опубликовал «Жизнь де Мольера» в 1705 году с целью «сделать его таким, каким он был», и развеять «бесконечное количество лживых историй», рассказанных о драматурге. Биограф утверждал, что консультировался с Бароном, дочерью Мольера, Расином. Но эта биография неоднократно подвергалась критике за ошибочное приведение фактов и избыточно подробный рассказ о комедиях Мольера, хотя более чем на столетие стала первоисточником.


11 сентября
Азбука эпохи Мольера — Голос

Голос – важнейший актерский инструмент в театре французского классицизма. Интонационная окраска голоса считалась теоретиками театра чрезвычайно важной. Они утверждали: «Так, любовь требует нежного, страстного голоса; ненависть – строгого и резкого; радость – легкого, возбужденного; гнев – стремительного, быстрого, нечленораздельного; презрение – легкого, как бы насмешливого; удивление – потрясенного, наполовину умолкающего, наполовину слышного; жалоба – кричащего, сварливого, страдальческого». Многообразие голосовых оттенков не исключало обязательности ясного произнесения стихов.



10 сентября
Азбука эпохи Мольера — Гассенди Пьер

Гассенди Пьер (1592-1655) – католический священник, астроном, математик, риторик, профессор философии. В результате исторических исследований составил собственную философскую систему, согласно которой посредством разума человек может познать сущность вещей. Был убежден в атомной структуре материи и вечности атома, но при этом утверждал, что мир и все предметы не могли быть созданы без воли бога и обладают душой. Отрицал существование врожденных идей, считал, что свободу надо искать не в воле, а в разуме, способном найти истину. Учение Гассенди было близко Мольеру, который прослушал цикл лекций философа, и оказало влияние на взгляды великого драматурга.


9 сентября
Азбука эпохи Мольера — Высокая комедия

Высокая комедия – термин, определяющий жанр, в котором как драматург работал Мольер. Предложенн англичанином Джорджем Мередитом спустя два столетия после смерти Мольера, в 1877 году. По мнению Мередита, высокой является форма комедии нравов и комедии бытовой, отмеченная остроумием, изяществом и изысканностью стиля. Наш Пушкин так отзывался об этом жанре: «Высокая комедия не основана единственно на смехе, но на развитии характеров». К авторам, которые работали в этом жанре, помимо Мольера также причисляют Джона Лили, Уильяма Шескпира, Уильяма Конгрива, Кальдерона, Оскара Уайльда и Бернарда Шоу.



8 сентября
Азбука эпохи Мольера — Варле Шарль

Варле Шарль, сценический псевдоним «Лагранж» (1635-1692) – верный друг и соратник Мольера, актер, игравший главные роли в мольеровских пьесах. На протяжении долгого времени был летописцем знаменитой труппы. Стал издателем первого собрания сочинений великого драматурга в 1682 году. Но «Записки Лагранжа», созданные в период с 1658 по 1685 год, увидели свет лишь в 1876 году.


7 сентября
Азбука эпохи Мольера — Бургундский отель

Бургундский отель – крупнейший драматический театр Парижа в XVII веке, существовавший на месте резиденции герцогов бургундских, в Отеле д'Артуа. В 1548 году здание было выкуплено Братством Страстей и Воскресения Господа нашего Иисуса Христа для устройства мистериальных представлений. Впоследствии братство получило монополию на светские представления и сдавало зал странствующим труппам. Возможно, в этот театр маленького Мольера водил его дед, Луи Крессе. В 1624 году здесь играла труппа Бельроза, в 1628 году – Леконта, с 1647 года руководство труппой последнего принял Флоридор, и репертуар стал ориентироваться на трагедии Корнеля и Расина.



Театр расчитывал репертуар на аристократическую публику. В труппе лидировали актеры Захария Жакоб (Монфлёри) и Мари Демаре (Шанмеле). Позже, в своей пьесе «Версальский экспромт» Мольер безжалостно раскритикует стиль драматической игры, культивируемый Бургундским отелем. После смерти Мольера, в 1680 году, король Людовик XIV объединил труппу Бургундского отеля с труппами театров Генего́ (бывший театр Мольера) и Театра на болотах (Марэ) в единый, постоянно действующий театр, известный сегодня как Комеди Франсез.


6 сентября
Азбука эпохи Мольера — Бежар Мадлена

Бежар Мадлена (1618-1672) – актриса, соратница Мольера, его близкий друг. Имела богатую рыжую шевелюру, цвет которой в силу предрассудков облагораживала с помощью квасцов.

В 1636-1639 годах пережила неудачный роман с графом де Моденом, родив от него дочь Франсуазу. В 1643 году, когда семья Бежар приютила Мольера, который пошел против воли отца, разделила его мысли о создании «Блистательного театра», и с тех пор до конца своей жизни была спутницей великого драматурга. По некоторым данным дебютировала на сцене театра «Маре» в 1636 году, по другим – в 1653 году в труппе Дюфрена/Мольера.



5 сентября
Азбука эпохи Мольера — Бежар Арманда

Бежар Арманда (1642-1700) – французская актриса, жена Мольера. К фамилии Бежар также принадлежали ее сестры Мадлена и Женевьева, братья Жозеф и Луи. В реальности Мадлена Бежар, состоявшая во внебрачной связи с Мольером и являвшаяся самой верной его соратницей, скорее всего, являлась матерью Арманды Бежар, которая 20 февраля 1662 года официально обвенчалась с Мольером. Разница в возрасте новобрачных составляла 20 лет. Неравный и преступный с точки зрения генетики и морали союз вызвал волну скандалов вокруг имени драматурга и последующую волну измен молодой жены. Однако после смерти мужа Арманда активно участвовала в сохранении литературного наследия Мольера, играла на сцене театра Генего, на сцену которого вынуждена была переехать из Пале-Рояля мольеровская труппа, и театра Комеди-Франсез. В 1677 году повторно вышла замуж за актера д’Этрише и родила еще одного сына.



4 сентября
Азбука эпохи Мольера — Баро́н

Баро́н – сценический псевдоним французского актера Мишеля Буарона (1653-1729). Так же он был драматургом и единственным учеником Мольера, посвятившим себя трагедии. Родился в актерской семье, рано потерял родителей, начал играть на сцене с 12 лет, был яркой звездой труппы Дофина. В 1665 году его игру увидел Мольер. Восхитившись талантом юноши, он взял его в свою труппу и в свой дом на воспитание. В результате недоразумения с Армандой Бежар между Мольером и Бароном произошла ссора. Актёр покинул мольеровскую труппу, но в 1670 году вернулся в нее. Оставался в труппе до смерти Мольера и исполнял ведущие роли во многих спектаклях. На его свадьбе с Шарлоттой Ленуар в 1675 году свидетелями были Пьер Корнель и Жан Расин. Стал прототипом Муарона, героя пьесы М. Булгакова «Кабала святош (Мольер)».



3 сентября
Азбука эпохи Мольера — Ассуси Шарль Куапо

Ассуси Шарль Куапо

(1605-1677) – поэт, певец, композитор, актер, друг Мольера. Их объединял не только Клермонтский колледж, в котором Асусси учился лет на 15 раньше Мольера, но и глубокий интерес к театру и литературе, а также служба королю Людовику XIV. Оба являлись королевскими пенсионерами: Мольер получил от Людовика пенсию в 1663, а Асусси в 1673 году. Дружба гениев была странновата: они то встречались, то расставались на тернистых дорогах французского искусства XVII века. С труппой Мольера Асусси не сработался. Заказанная было ему музыка к «Мнимому больному» так и не была написана (заказ Мольер передал Шарпантье), но оба, безусловно, были людьми своего времени, определявшими его культуру.



2 сентября
Азбука эпохи Мольера — Амплуа

Амплуа (от фр. emploi – «роль, должность, место, занятие») – определённый род ролей (стереотипов), переходящий из пьесы в пьесу. Четкую классификацию ролей утвердил театр эпохи классицизма, в которой жил и творил Мольер. В пьесах должны были быть герои и героини, любовники и любовницы (молодые любовники числились отдельной строкой), короли, тираны, отцы, наперсники и наперсницы, лакеи, субретки, инженю, резонеры, петиметры, простаки, злодеи и травести. Роли должны были соответствовать внешним и внутренним данным актёра. Так, юная красавица-блондинка с нежным голоском могла претендовать на роли инженю. Высокий статный красавец с низким голосом мог быть героем трагедии (убеленный с возрастом сединами он подходил на роли отцов).

Подвижная миловидная брюнетка подходила в качестве субретки (обычно в пьесах это были служанки по должности). Некрасавцам (низеньким или долговязым, худым или толстеньким, хромоногим, обладателям фальцетов и т.п.), как правило, доставались комические роли, например, любовников-неудачников или простаков. Красотка с твердым характером и хорошо поставленным голосом запросто подходила на роль героини, и т.д. Ни о какой игре речи не шло: в ходу были строгие исполнительские штампы. Система стала традиционной для европейского театра почти на три столетия. Первый шаг в сторону от стереотипизации актеров сделал Мольер, требовавший от своей труппы индивидуального подхода к исполнению роли. Подробно об амплуа странствующей труппы тех времен рассказывает захватывающий роман Теофиля Готье «Капитан Фракасс».


1 сентября
Азбука эпохи Мольера — Александрийский стих

Александрийский стих – одно из интереснейших явлений мира поэзии, двенадцатисложный стих с цезурой (паузой, делящей стих на части) и обязательными ударениями на шестом и двенадцатом слогах. Им написаны почти все драмы времен французского классицизма, авторами которых были Корнель, Расин и другие современники Мольера. Возвышенная поэтическая речь определенного размера стала нормой языка высокой трагедии, героями которой выступали императоры, полководцы, политики, носители идей государственности, выразители возвышенных страстей и помыслов...



Частью фестиваля «Петербург. Пространство Мольера» является Азбука эпохи Мольера – краткий исторический дайждест, своеобразный путеводитель по временам Мольера, который мы открываем сегодня, за месяц до официального открытия самого фестиваля. Специально для вас в алфавитном порядке собраны знаковые события, термины и факты, связанные с биографией великого драматурга и его эпохой. Надеемся, что два месяца (сентябрь и октябрь 2022 года), которые вы проведете с мольеровской азбукой, помогут лучше понять исторический период, отстоящий от нас на четыре сотни лет и подаривший нам гений Жана-Батиста Мольера.