МЕНЮ
15 января 1622 — 17 февраля 1673
Жизнь
господина де Мольера


Жана-Батиста Поклена, впоследствии взявшего псевдоним Мольер, угораздило появиться на свет в Париже, в самый разгар января 1622 года, в семье состоятельного обойщика-драпировщика, камердинера самого Людовика XIII. Приближенность к королевскому двору не раз сыграет важную роль в жизни Мольера, но роль эта будет не всегда хороша…

Солидные доходы отца позволили будущему комедиографу, рано лишившемуся матери, получить неплохое образование. Мальчишка знал латынь, философию, был посвящен в тайны естественных наук, обожал литературу и грезил театром. Но полученный умником диплом преподавателя не изменил планов родителя: Поклену-младшему тоже было уготовано местечко обойщика при дворе…
Пойдя наперекор отцовской воле, Жан-Батист пустил в дело унаследованные от матери средства и создал… театр. Получив прозвище «Блистательный», бунтарь собрал труппу из десятка актеров, но не смог конкурировать с другими столичными труппами по причине скудости репертуара. Театру пришлось 13 лет гастролировать по провинции. Все это время Мольер (таков был взятый Жаном-Батистом сценический псевдоним) не только сам играл на подмостках, но и работал над текстами новых пьес. Комедии пользовались у зрителей успехом, и Мольер, сам того не заметив, сменил амплуа трагика на комическое. Слава «Блистательного» росла как снежный ком, и труппу пригласили в Париж – играть перед самим Людовиком XIV.

Комедия «Влюбленный доктор» очаровала столичных аристократов и короля. Мольеру отдали в распоряжение на три года придворный театр, а по истечении срока труппа перешла в театр Пале-Рояль. Сочинять Мольер не бросил даже связав себя узами брака с молодой актрисой Армандой Бежар: за 15 следующих лет одну за другой драматург создал свои лучшие пьесы: «Смешные жеманницы», «Мизантроп», «Дон Жуан, или Каменный гость»... Особым успехом у светской публики пользовался «Тартюф, или Обманщик», а вот святая церковь затаила на смелого автора пьесы лютую обиду…
Не прекращал Мольер и успешно играть в своих пьесах: сам король щедро пожаловал талантливому актеру и драматургу дворянство. Людовик даже стал крестным первенца Мольера! Увы, человеческого счастья нашему герою это не прибавило: личная жизнь гения не задалась и преподносила горькие сюрпризы.

17 февраля 1673 года, Мольер, игравший на сцене в собственной пьесе «Мнимый больной», внезапно почувствовал себя плохо и спустя пару часов скончался. Упокоиться ему с миром не позволи церковники, не давшие разрешения похоронить актера и драматурга в ограде кладбища Святого Петра в Париже. Похороны тела гения от комедии прошли тайком, ночью, подле кладбищенского забора. Зато его дух продолжает жить и сегодня в комедиях, известных всему миру.
Сочинения Мольера
1645 – «Летающий доктор» («Le Médecin volant»),
фарс в 1 действии

1653 – «Ревность Барбулье» («La Jalousie du barbouillé»), фарс в 1 действии

1655 – «Шалый, или Все невпопад» («L’Étourdi ou les Contretemps»), комедия в стихах в 5 действиях

1656 – «Любовная досада» («Le Dépit amoureux»),
комедия в стихах в 5 действиях

1658 – «Влюбленный доктор» («Le Docteur amoureux»), комедия в 1 действии

1659 – «Смешные жеманницы» («Les Précieuses ridicules»), комедия в прозе в 1 действии

1660 – «Доктор-педант» («Le docteur pédant»),
комедия в 1 действии
– «Сганарель, или Мнимый рогоносец» («Sganarelle ou le Cocu imaginaire»), комедия в стихах в 1 действии

1661 – «Несносные» («Les fâcheux»), комедия-балет в
3 действиях с прологом
– «Вязальщик хвороста» («Tricoteur de broussailles»), набросок комедии, впоследствии ставшей «Лекарем поневоле»
– «Докучные» («Les Fâcheux»), комедия-балет в 3 актах
– «Три врача-соперника» («Trois médecins rivaux»),
фарс в 1 действии
– «Дон Гарсия Навварский, или Ревнивый принц»
(«Dom Garcie de Navarre ou le Prince Jaloux»), героическая комедия в 5 действиях
– «Школа мужей» («Урок мужьям»; «L'École des maris»), комедия в стихах в 3 действиях

1662 – «Школа жен» («Урок женам»; «L'École des femmes»), комедия в стихах в 5 действиях

1663 – «Версальский экспромт» («Impromptu de Versaillies»), комедия в 1 действии
– «Критика «Школы жен» («Критика "Урока женам"»;
«La Critique de l'École des Femmes»), комедия в прозе в 1 действии

1664 – «Брак по неволе» («Le Mariage forcé»),
комедия-балет в 1 действии
– «Лекарь по принуждению» («le médecin de prirnozhenie»), набросок комедии, впоследствии ставшей «Лекарем поневоле»
– «Принцесса Элиды» («La Princesse d'Élide»), комедия-балет в 5 действиях
– «Тартюф, или Обманщик» («Tartuffe, ou l'Imposteur»), комедия в стихах в 5 действиях
1665 – «Любовь-целительница» («L'Amour médecin»), комедия-балет в 3 действиях
– «Дон Жуан, или Каменный гость» («Дон Жуан, или Каменный пир»; «Dom Juan ou le Festin de pierre»), комедия в 5 действиях

1666 – «Мелисерта» («Mélicerte»), комедия-балет
в 2 действиях
– «Мизантроп, или Сварливый любовник»
(«Le Misanthrope ou l'Atrabilaire amoureux»), комедия
в 5 действиях
– «Комическая пастораль» («Pastorale comique»),
комедия в 1 действии
– «Лекарь поневоле» («La Médecin malgré lui»), комедия
в 3 действиях

1667 – «Сицилиец, или Амур-живописец» («Le Sicilien
ou l'Amour peintre»), комедия в 1 действии

1668 – «Амфитрион» («Amphitryon»), комедия
в 3 действиях с прологом
– «Жорж Данден, или Одураченный муж» («George
Dandin ou le Mari confondu»), комедия-балет в 3 действиях
– «Скупой, или Школа лжи» («L'Avare ou l’École du mensonge»), комедия в 5 действиях

1669 – «Господин де Пурсоньяк» («Monsieur de Pourceaugnac»), комедия-балет в 3 действиях

1670 – «Блистательные любовники» («Блестящие женихи»; «Les Amants magnifiques»), комедия-балет в 5 действиях
– «Мещанин во дворянстве» («Le Bourgeois gentilhomme»), комедия-балет в 5 действиях
– «Плутни Скапена» («Проделки Скапена, или Суженую конем не объедешь», «Скапиновы обманы»; «Les fourberies de Scapin»), комедия в 3 действиях

1671 – «Графиня дʼЭскарбаньяс» («La Comtesse d'Escarbagnas»), комедия-балет в 1 действии
– «Психея» («Psyché»), трагедия-балет в 5 действиях

1672 – «Ученые женщины» («Les Femmes savants»), комедия в 5 действиях

1673 – «Мнимый больной» («Le malade imaginaire»), комедия-балет в 3 действиях