Яндекс.Метрика







ПЕРВЫЙ

И ЕДИНСТВЕННЫЙ

К 150-летию со дня рождения Федора Ивановича Шаляпина
О выставке
13 февраля, а по старому стилю - 1 февраля, 1873 года в Казани родился будущий выдающийся оперный певец
Федор Иванович Шаляпин.
К 150-летию со дня рождения артиста приурочена выставка «Первый и единственный».
Предлагаем вашему вниманию галерею работ артиста на Императорской сцене.
И. А. Всеволожский
Директор Императорских театров
Ф. И. Шаляпин
В. П. Погожев
Управляющий конторой Императорских театров

КОНТРАКТ


«Утверждаю»

И. Всеволожский

3 февраля 1895 г.


Дирекция Императорских театров заключила сей контракт с Федором Ивановичем Шаляпиным в качестве певца баса русской оперы на три года, т. е. с 1 февраля 1895 года по 1 сентября 1898 г. каждый сезон имеет начаться с 30-го августа и окончиться 1-го мая, с обязанностью являться к репетициям с 20-го августа.
§ 1. г. Шаляпин обязуется петь не более 10-ти раз в месяц и исполнять все назначаемые ему дирекцией роли по его амплуа, не имея права присваивать себе исключительно какой-либо роли или претендовать на какие-либо чередования с другими артистами.
§ 2. г. Шаляпин получает от дирекции за время: с 1 февраля 1895 г. по 1 сентября 1896 г. по 200 р. в месяц, с 1 сентября 1896 г. по 1 сентября 1897 г. по 250 р. в месяц, и с 1 сентября 1897 г. по 1 сентября 1898 г. по 300 р. в месяц.
§ 3. Если г. Шаляпин уклоняется от участия в каком-либо спектакле по болезни или по другой причине, то за каждый таковой отказ дирекция будет вычитать
у него из жалованья 1/50 часть полного содержания. В случае продолжительной и тяжелой болезни артист не лишается жалованья в продолжении 6-ти недель, по истечении которых жалованье прекращается впредь до выздоровления. Такая болезнь свидетельствуется совместно с доктором, пользующим артиста, и от дирекции.
§ 4. Дирекция императорских театров будет доставлять г. Шаляпину костюмы, головные уборы, перчатки и обувь, называемые характерными, которые он обязан довольствоваться в том виде, в коем они будут ему доставлены; артист же обязан иметь от себя костюмы, головные уборы, перчатки и обувь, называемые городскими. За костюм, испорченный по вине артиста, дирекция удерживает с него сумму стоимости костюма, по своей оценке.
§ 5. г. Шаляпин обязывается являться исправно на репетиции и в спектакли, в дни и часы по назначению дирекции, быть в готовности и по первому ее требованию беспрекословно петь все партии, которые дирекция поручит ему разучить, исполняя их одни или в очередь с другими артистами. Дирекция одна имеет право распоряжаться распределением ролей и не допускает ни возражений на ее распоряжения, ни отказа со стороны артиста исполнить новую роль или петую уже прежде другим артистом под тем предлогом, что партия слишком высока или низка для его голоса. Артист обязан исполнить роль в том виде, как она будет переделана по приказанию дирекции. В случае болезни кого-либо из артистов одного с ним амплуа, г. Шаляпин обязан заменить его
и исполнять его роль по прошествии времени, необходимого для ее изучения, если она ему неизвестна.
§ 6. г. Шаляпин обязан петь на том С. Петербургском императорском театре, который будет ему назначен, а равно в императорских дворцах и устраиваемых дирекцией концертах, если в том будет предстоять необходимость. Г. Шаляпин не имеет права петь в публике без особого разрешения г. директора; за неисполнение сего, артист подвергается вычету из жалованья в размере 3/50 всего содержания. Г. Шаляпин обязан также исполнять правила
и постановления, утвержденные или впредь могущие установиться для порядка и благочиния при спектаклях.
§ 7. г. Шаляпин обязывается разучить всякую присланную ему роль в продолжение от одной до трех недель, смотря по величине роли. Время, необходимое для разучения роли, определяется дирекциею, на что артист не имеет права возражать. За неприготовление партии к назначенному сроку артист подвергается штрафу, в размере 1/50 части полного содержания, как за первый предположенный спектакль, так равно и за каждый из последующих затем оперных спектаклей, пока не будет дана задержанная им опера.
§ 8. Артист не имеет права отлучаться за город даже на один день без письменного разрешения дирекции; за нарушение сего правила артист штрафуется
в размере 1/50 части полного содержания.
§ 9. Артист должен быть всегда в готовности исполнять распоряжения дирекции, даже когда не будет занят в объявленном представлении, и на случай внезапной перемены спектакля он обязан, отлучаясь из дому, оставлять записку, по которой его можно отыскать. В случае отмены спектакля по неисполнению сего правила, артист подвергается штрафу в размере 1/50 части полного содержания.
§ 10. г. Шаляпин обязан прибывать в С. Петербург к 20-му августа каждого контрактного года, дабы начать репетиции в назначенное дирекциею время; ежели же артист просрочит, то подвергается штрафу за каждый просроченный день в размере 1/50 части полного содержания.
§ 11. Контракт сей вступает в силу со времени его подписания, и на этом основании, если г. Шаляпин по какой-либо причине, не исключая и болезни, вовсе откажется от исполнения сего контракта, или будет петь где-либо в другом месте публично, или же совершенно уедет из С. Петербурга в течение срока сего контракта, то контракт считается нарушенным и он обязан уплатить неустойку за каждый неисполненный сезон в три тысячи шестьсот рублей в пользу дирекции. В случае неплатежа этой неустойки по первому требованию дирекции, она вправе преследовать артиста, где бы он ни находился; г. Шаляпин обязан заплатить, кроме того, и все издержки за производство сего дела судебным порядком.
§ 12. Сезонное жалованье, получаемое артистом, разделяется на двенадцать сезонных месяцев и выдается по истечении каждого месяца на общих основаниях. Штрафные вычеты производятся за каждый отдельный истекший месяц.
§ 13. Артист обязуется за три месяца до окончания своего контракта письменно сообщить дирекции. Желает ли возобновить его и на каких условиях, которые делаются для него обязательными. За два месяца до окончания контракта дирекция дает артисту письменный ответ; в случае неполучения такового в этот срок, артист может принять это молчание за отказ дирекции, и заявленные артистом условия становятся для него необязательными.
§ 14. Дирекция императорских театром удерживает за собою исключительное право, во всех чрезвычайных обстоятельствах, как то в случае пожара, наводнения, эпидемии, войны, возмущения, траура при императорском русском дворе и других общественных бедствиях, равно по распоряжению высшего правительства, также при перестройке театра, нарушить или приостановить действие сего контракта, без всяких для нее последствий.

подписал – Федор Иванович Шаляпин

подписал – управляющий конторою императорских театров В. Погожев*

Андроников И. Талант Шаляпина // Театр. 1973. № 3. С. 101-103.
Оперный репертуар Ф. И. Шаляпина
в Императорских театрах
Приведены сведения о первом исполнении артистом партий в спектаклях
Мариинского, Михайловского и Большого театра
5 апреля 1895 года, Мариинский театр

«ФАУСТ» Ш. Гуно
Партия МЕФИСТОФЕЛЯ
перейти
17 апреля 1895 года, Мариинский театр
«РУСЛАН И ЛЮДМИЛА» М. И. Глинки
Партия РУСЛАНА
перейти
19 апреля 1895 года, Мариинский театр
«КАРМЕН» Ж. Бизе
Партия ЦУГИНИ
перейти
17 сентября 1895 года, Мариинский театр
«ТАЙНЫЙ БРАК» Д. Чимарозы
Партия РОБИНЗОНА
перейти
26 декабря 1895 года, Мариинский театр
«НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДСТВОМ» Н. А. Римского-Корсакова
Партия РУСЛАНА
2 апреля 1896 года, Мариинский театр
«ДУБРОВСКИЙ» Э. Ф. Направника
Партия КНЯЗЯ ВЕРЕЙСКОГО
5 апреля 1896 года, Мариинский театр
«ВЕРТЕР» Ж. Массне
Партия СУДЬИ
перейти
9 апреля 1896 года, Мариинский театр
«РУСАЛКА» А. С. Даргомыжского
Партия СВАТА
перейти
25 апреля 1896, Мариинский театр
«КНЯЗЬ ИГОРЬ» А. П. Бородина
Партия ВЛАДИМИРА ГАЛИЦКОГО
перейти
2 сентября 1896 года, Мариинский театр
«РОГНЕДА» А. Н. Серова
Партия КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА КРАСНОЕ СОЛНЫШКО
перейти
24 сентября 1899 года, Большой театр
«ФАУСТ» Ш. Гуно
Партия МЕФИСТОФЕЛЯ
перейти
8 октября 1899 года, Большой театр
«ЖИЗНЬ ЗА ЦАРЯ» М. И. Глинки
Партия Ивана Сусанина
перейти
15 октября 1899, Большой театр
«КНЯЗЬ ИГОРЬ» А. П. Бородина
Партия ВЛАДИМИРА ГАЛИЦКОГО
перейти
18 октября 1899 года, Большой театр
«ДУБРОВСКИЙ» Э. Ф. Направника
Партия АНДРЕЯ ДУБРОВСКОГО
21 октября 1899 года, Большой театр
«ОПРИЧНИК» П. И. Чайковского
Партия КНЯЗЯ ВЯЗЬМИНСКОГО
перейти
9 ноября 1899 года, Большой театр
«ЛАКМЕ» Л. Делиба
Партия НИЛАКАНТЫ
перейти
30 ноября 1899 года, Большой театр
«РОГНЕДА» А. Н. Серова
Партия СТРАННИКА
перейти
4 февраля 1900 года, Большой театр
«ЮДИФЬ» А. Н. Серова (возобновление)
Партия ОЛОФЕРНА
перейти
7 ноября 1900 года, Большой театр
«ЛЕДЯНОЙ ДОМ» А. Н. Корещенко
Партия БИРОНА
перейти
4 января 1901 года, Большой театр
«АНДЖЕЛО» Ц. А. Кюи
Партия АНАФЕСТА ГАЛЕОФЫ
перейти
30 января 1901 года, Большой театр
«РУСЛАН И ЛЮДМИЛА» М. И. Глинки
Партия ФАРЛАФА. Исполняет впервые
перейти
13 апреля 1901 года, Большой театр
«БОРИС ГОДУНОВ» М. П. Мусоргского
Партия БОРИСА ГОДУНОВА
перейти
10 октября 1901 года, Большой театр
«ПСКОВИТЯНКА» Н. А. Римского-Корсакова
Партия ИВАНА ГРОЗНОГО
перейти
11 ноября 1901 года, Большой театр (на сцене Нового театра)
«МОЦАРТ И САЛЬЕРИ» Н. А. Римского-Корсакова
Партия САЛЬЕРИ
11 ноября 1901 года, Большой театр (на сцене Нового театра)
«ПИР ВО ВРЕМЯ ЧУМЫ» Ц. А. Кюи
Партия СВЯЩЕННИКА
29 января 1902 года, Большой театр
«ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» П. И. Чайковского
Партия ГРЕМИНА
перейти
2 февраля 1902 года, Большой театр
«БОРИС ГОДУНОВ» М. П. Мусоргского (сцена в корчме)
Партия ВАРЛААМА
перейти
24 сентября 1902 года, Большой театр
«ВРАЖЬЯ СИЛА» А. Н. Серова
Партия ЕРЕМКИ
перейти
3 декабря 1902 года, Большой театр
«МЕФИСТОФЕЛЬ» А. Бойто
Партия МЕФИСТОФЕЛЯ
перейти
18 декабря 1902 года, Мариинский театр
«МЕФИСТОФЕЛЬ» А. Бойто
Партия МЕФИСТОФЕЛЯ
перейти
21 сентября 1903 года, Большой театр
«АЛЕКО» С. В. Рахманинова (возобновление)
Партия АЛЕКО
перейти
14 октября 1903 года, Большой театр
«ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ» А. Т. Гречанинова (премьера)
Партия ДОБРЫНИ
перейти
28 октября 1903 года, Мариинский театр
«ПСКОВИТЯНКА» Н. А. Римского-Корсакова
Партия ИВАНА ГРОЗНОГО
перейти
16 января 1904 года, Большой театр
«ДЕМОН» А. Г. Рубинштейна
Партия ДЕМОНА
перейти
31 января 1904 года, Мариинский театр
«КОРНЕВИЛЬСКИЕ КОЛОКОЛА» Р. Планкетта
Партия ГАСПАРА (единственное выступление)
26 октября 1904 года, Большой театр
«ПИКОВАЯ ДАМА» П. И. Чайковского
Партии ТОМСКОГО и ЗЛАТОГОРА
перейти
30 ноября 1904 года, Мариинский театр
«ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» П. И. Чайковского
Партия ГРЕМИНА
перейти
10 декабря 1904 года, Мариинский театр
«РУСЛАН И ЛЮДМИЛА» М. И. Глинки
Партия ФАРЛАФА
перейти
30 декабря 1905 года, Мариинский театр
«ДЕМОН» А. Г. Рубинштейна
Партия ДЕМОНА
перейти
27 октября 1905 года, Большой театр
«САДКО» А. Н. Римского-Корсакова
Партия ВАРЯЖСКОГО ГОСТЯ
перейти
28 ноября 1906 года, Мариинский театр
«ЛАКМЕ» Л. Делиба
Партия НИЛАКАНТЫ
перейти
21 сентября 1907 года, Мариинский театр
«ЮДИФЬ» А. Н. Серова (возобновление)
Партия ОЛОФЕРНА
перейти
12 ноября 1910 года, Большой театр
«ДОН-КИХОТ» Ж. Массне (премьера)
Партия ДОН-КИХОТА
перейти
7 ноября 1911 года, Мариинский театр
«ХОВАНЩИНА» М. П. Мусоргского
Партия ДОСИФЕЯ
перейти
15 ноября 1912 года, Мариинский театр
«СЕВИЛЬСКИЙ ЦИРЮЛЬНИК» Дж. Россини
Партия ДОНА БАЗИЛИО
перейти
12 декабря 1912 года, Большой театр
«ХОВАНЩИНА» М. П. Мусоргского (премьера)
Партия ДОСИФЕЯ
перейти
15 ноября 1913 года, Большой театр
«СЕВИЛЬСКИЙ ЦИРЮЛЬНИК» Дж. Россини (премьера)
Партия ДОНА БАЗИЛИО
перейти
6 ноября 1914 года, Мариинский театр
«РОГНЕДА» А. Н. Серова
Партия СТРАННИКА
перейти
10 февраля 1917 года, Большой театр
«ДОН КАРЛОС» Дж. Верди (премьера)
Партия ФИЛИППА II
перейти
Ш. Гуно
«ФАУСТ»

Третий г. Шаляпин Мефистофель, имевший наибольший успех и наиболее его заслуживший. Ему пришлось повторить обе песенки Мефистофеля по всеобщему требованию слушателей третьего абонемента.
«Петербургская газета»*
В. Б. «Фауст» и дебютанты // Петербургская газета. 1895. 7 апр.
Вчера в Большом театре состоялся первый выход г. Шаляпина в роли Мефистофеля в "Фаусте". Весь спектакль превратился для артиста в сплошной грандиозный триумф, какого давно не видели стены Большого театра. Первое появление г. Шаляпина было встречено бесконечными громовыми рукоплесканиями. Весь театр сверху донизу единодушно приветствовал любимого, высокоталантливого артиста Такие же овации повторяли множество раз и во время действия, и после каждого акта "Фауста". Артиста в этот вечер вызывали
не менее 30 раз.
«Русские ведомости»*
Русские ведомости. 1899. 25 сент.
«Я стремился создать реальный образ Мефистофеля. Как я его представляю, как он выглядит? Прежде всего, черт не так страшен и безобразен, как его малюют. Он скорее красив. В нем есть нечто от классического божка, каким его увидел Анатоль Франс в прекрасных легендах, мастерски воссозданных на страницах его повести...»*

Ф. И. Шаляпин
Ф. И. Шаляпин. Литературное наследство. Письма. Т. 1. Москва, 1976. С. 306.

М. И. Глинка
«РУСЛАН И ЛЮДМИЛА»

Г. Шаляпин хотя еще и не совсем совладал с трудной партией Руслана (она слишком высока по тесситуре для баса и слишком низка для баритона), однако обещает со временем одержать победу над ней; голос его чрезвычайно подкупает. Если принять во внимание молодость этого артиста, учившегося у известного московского тенора г. Усатова, то надо надеяться, что при серьезной работе
г. Шаляпин займет видное место в нашей труппе: он очень способен и обладает прекрасным голосом. После арии "О поле, о поле" ему аплодировали...
«Петербургская газета»*
Петербургская газета. 1895. 19 апр.
На первом плане, конечно, нужно поставить первый выход г. Шаляпина в роли Фарлафа. Мы говорили уже много раз, что партия эта, а в особенности сцена Фарлафа с Наиной, - у нас совсем почти пропала; теперь, кажется и сцена
и партия оживут, что будет заслугой г. Шаляпина, необычайно талантливо наметившего план исполнения роли Фарлафа. Мы говорим "наметившего", потому что не считаем дело артиста вполне законченным в этой роли. Необыкновенная яркость деталей и талантливейших штрихов, разбросанных по всей роли, нуждаются еще в полном объединении, в окончательной отделке. Конечно,
и теперь г. Шаляпин несравненно лучший Фарлаф, нежели какой-либо из виденных в Москве, но мы ждем от него еще более совершенного исполнения, путь к которому уже намечен определенно...
«Московские ведомости»*
Н. К. Бенефис А. И. Барцала // Московские ведомости. 1901. 1 февр.
Превосходен был во всех отношениях г. Шаляпин, исполнявший роль Фарлафа. Самый грим его был очень хорош, хотя этот Варяжский витязь и напоминал немножко Запорожца г. Репина. Не прибегая к шаржу, артист превосходно изобразил и самодовольную тупость и трусливость Фарлафа. Свое рондо он спел удивительно хорошо, что опять возможно было сделать только при полнейшей легкости аккомпанемента, позволявшей делать какие угодно тонкости
в музыкальной фразе.
«Московские ведомости»*
Кашкин Н. «Руслан» на сцене Мариинского театра в Петербурге // Московские ведомости. 1904. 16 дек.

ж. бизе
«КАРМЕН»

Положим, у г. Шаляпина маленькая партия, в которой трудно выдвинуться, нужно, однако сказать, что он мало оттенил комическую сторону в ней. Не знаем только, для чего он появлялся в толпе в последнем акте; это какое-то нововведение, ничем не обусловливаемое.
— «Петербургская газета»*
Петербургская газета. 1895. 21 апр.

О г. Шаляпине, как о певце, говорилось не раз и до поступления его на казенную сцену; мягкий, приятный бас его снискал ему уже немало поклонников. Но в крошечной партии Цуниги мудрено блеснуть голосовыми средствами, и потому
г. Шаляпин вполне правильно обратил внимание на свою игру.
В противоположность г. Стравинскому, г. Шаляпин придал своей роли сплошь комический оттенок. Это не лишено своеобразности, но при этом г. Шаляпину следует обратить серьезное внимание на угрожающую в таких случаях неопытным артистам опасность впадать в шарж. Излишняя развязность движений и жестов портила подчас впечатление от задуманного г. Шаляпиным типа, так как в роли Цуниги эстетичным может быть лишь тонкий комизм. У г. Шаляпина есть, несомненно, и сценическое дарование, и, если он с уважением и серьезно будет относиться к искусству, не гоняясь за хлопками райка, он со временем будет превосходным артистом.
— «Новости»*
Диез. Мариинский театр // Новости. 1895. 7 сент.

Д. Чимароза
«ТАЙНЫЙ БРАК»

Сцена из спектакля. Ф. И. Шаляпин - Робинзон. Мариинский театр (Санкт-Петербург, 1895)
Г-дин Шаляпин в роли жениха-графа не отставал от других, во внешнем виде этого фата не хватало типичности и оригинальности; зато вокальную часть своей партии артист провел с полным вниманием.
— «Новое время»*
Новое время. 1895. 19 сент.

Ж. Массне
«ВЕРТЕР»

В Мариинском театре дали "Вертера" Массне, причем состав исполнителей был почти иной, чем на первых двух представлениях этой оперы, состоявшихся зимою... Понравились нам также гг. Шаляпин и Тартаков в небольших ролях судьи и Альберта.
— «Новое время»*
Новое время. 1896. 7 апр.

А. С. Даргомыжский
«РУСАЛКА»

9-го апреля в Мариинском театре дали "Русалку". <...> Г. Корякин отличный Мельник и г. Шаляпин (Сват) достойно поддержали ансамбль.
— «Новое время»*
Новое время. 1896. 11 апр.
«Бас Корякин был назначен петь Мельника в этот последний спектакль сезона. Зная, как горячо я мечтаю о роли Мельника, милый Корякин в последнюю минуту притворился больным. Дублера у него не случилось. Дирекция, скрепя сердце, выпустила на сцену меня».

Ф. И. Шаляпин

А. П. Бородин
«КНЯЗЬ ИГОРЬ»

Из новых исполнителей более выдающихся ролей следует выделить г. Шаляпина (Владимир Галицкий) и г-жу Долину (Кончаковна). Г. Шаляпин дал очень определенное лицо добродушного кутилы, хотя более современного пошиба, чем хотелось бы видеть. Г. Шаляпин имеет сценическое дарование, и при работе оно может хорошо развиться.
— «Новое время»*
Новое время. 1896. 27 апр.

А. Н. Серов
«РОГНЕДА»

Новый Владимир Красное Солнышко г. Шаляпин, о мнимом уходе которого как-то неожиданно заговорили в газетах. Молодой артист и не думал уходить, как нам сообщили; тем лучше для него и для Мариинской сцены, ибо у него хороший голос, хотя ему и предстоит еще серьезно поработать. Симпатичный голос свой
г. Шаляпин и обнаружил в качестве Владимира, партию которого он пел в первый раз. Последние слова должны вызвать известное снисходительное отношение
к исполнителю; само собой разумеется, что нельзя в первый раз исполнять роль, как в десятый или пятнадцатый. Тем не менее не мешает указать на пробелы, которых желательно избегать в будущем. Они, главным образом, относятся к типу. В образе, данном г. Шаляпиным, не было эпического древнерусского князя; он слишком мягко как-то играет. Мало обиды обнаружено было его Владимиром
в сцене с Рогнедой. Думаем, что эти неровности сгладятся на следующих спектаклях и в лице этого артиста будем иметь хорошего князя.
— «Петербургская газета»*
В. Б. Театральное эхо // Петербургская газета. 1896. 4 сент.

М. И. Глинка
«ЖИЗНЬ ЗА ЦАРЯ»

«В 2 часа присутствовал с Директором на репетиции "Жизни за царя"
с Шаляпиным, который, несмотря на светскую обстановку, производил настолько сильное впечатление своим пением, что Цыбущенко (Антонида) расплакалась
и едва могла продолжать свое пение»*.

В. А. Теляковский
В. А. Теляковский. Дневники Директора Императорских театров, 1898-1901, Москва. Москва, 1998. С. 551.
Артист чувствовал себя не совсем здоровым, что могло влиять на голосовые средства его: тем не менее, в общей передаче роли Сусанина и выделении множества деталей ее сказалась и здесь художественная натура артиста в полном блеске. Голос г. Шаляпина звучал прекрасно. Успех артист имел весьма шумный.
— «Русские ведомости»*
Русские ведомости. 1899. 9 окт.

П. И. Чайковский
«ОПРИЧНИК»

В отталкивающей роли князя Вязьминского г. Шаляпин, исполнивший ее впервые на Большой сцене, дал несколько поразительно сильных моментов (особенно
в последнем акте); в общем, однако, партия эта не совсем подходит к вокальным данным певца, и голос его не одинаково хорошо звучал в ней.
— «Русские ведомости»*
Русские ведомости. 1899. 23 окт.

Л. Делиб
«ЛАКМЕ»

Превосходен был и г. Шаляпин в роли Нилаканты: для артиста опасны только шаблонные партии, но если в роли есть характерные черты, то он умеет ими пользоваться в полной мере.
— «Московские ведомости»*
Кашкин Н. «Лакме» Делиба // Московские ведомости. 1899. 11 нояб.

А. Н. Корещенко
«ЛЕДЯНОЙ ДОМ»

В исполнении "Ледяного дома" на безукоризненном русском музыкальном языке говорил один г. Шаляпин: это действительно плоть от плоти, кость от кости русской музыки.
— «Московские ведомости»*
Кашкин Н. «Ледяной дом». Опера А. Корищенко // Московские ведомости. 1900. 12 нояб.

Ц. Кюи
«АНДЖЕЛО»

Тут Шаляпин был так великолепен, особенно в смерти "полицейского шпиона" Галеофы, так великолепен, как, например, во Владимире Галицком (в "Игоре").
— «Русские ведомости»*
Русские ведомости. 1901. 5 янв.

П. И. Чайковский
«ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»

«Присутствовал в Мариинском театре на „Евгении Онегине“ с Шаляпиным
в партии Гремина. Театр был не полон, осталось до 10 лож и несколько кресел первых рядов. По всей вероятности, многие думали, что Шаляпин, как
и последний раз, не будет петь в „Онегине“. Другие предполагали, что нет больше билетов. В первый раз мне случилось слышать Шаляпина в этой партии и, должен сказать, что он произвел на меня глубокое впечатление. Этот лиризм, который он придает Гремину, страшно трогателен: каждое слово, каждый жест – все это глубоко прочувствовано, а не выучено. Театр стонал от аплодисментов. Шаляпин сотворил совершенно новую партию».*

В. И. Теляковский
Теляковский В. А. Дневники директора Императорских театров, 1903-1906, Санкт-Петербург. Москва, 2006. С. 342.

А. Н. Серов
«ВРАЖЬЯ СИЛА»

Еремка получился неподражаемый, точно сорвавшийся со страниц Горького, яркий и верный жизни с головы до пяток, от первого слова до последнего.
— «Русские ведомости»*
Ю. Э. «Вражья сила», опера Серова (Большой театр) // Русские ведомости. 1902. 2 окт.

А. Бойто
«МЕФИСТОФЕЛЬ»

«Когда на генеральной репетиции я вышел в гриме, в костюме, – все были до того поражены, что даже подводили меня к свету, стараясь успокоить свои сомнения относительно того, действительно ли это я. Кажется, больше всего их поразило то, что мой грим Мефистофеля совершенно расходился с принятым
у них шаблоном. Сам Бойто был очень доволен результатами генеральной репетиции, наговорил мне кучу комплементов по поводу того, что он именно так представлял себе внешний облик Мефистофеля, но до сих пор не находил такого воплощения».

Ф. И. Шаляпин
По окончании пролога г. Шаляпину был вручен подарок оркестра – клавираусцуг оперы Мусоргского „Борис Годунов“ в изящном переплете. В дальнейших антрактах артисту были поданы следующие подарки: серебряный вызолоченный венок (от Н. П. Зыкова) с надписью: „Родился в свет ты гением-певцом, ты славишь родину и бога, – современному Баяну земли русской“; полное собранием сочинений гр. Л. Н. Толстого в 14 томах, в красивых переплетах, от благодарного Общества вспомоществования учащимся женщинам в Москве с надписью: „Великому таланту и отзывчивому другу учащихся женщин“; записная книжка
в серебряном переплете (от Житарева); большой портрет в ленте с надписью: „Талантливому художнику-артисту, прославившему русское имя за границей, ласковым словом дух мой оживил“; цветочная лира от А. А. Бахрушина; два огромные флакона духов от Брокар; ценный столовый серебряный сервиз; вызолоченный серебряный жбан; лавровая лира; клавираусцуг оперы „Мефистофель“ в ценном переплете с изображением в красках русского пахаря
с сохой на пашне; в самом футляре карточка г. Скирмунта с надписью А. Пешкова, что самый адрес будет доставлен по окончании спектакля. После „арии шабаша“, имевшей в публике очень большой успех и заинтересовавшей между прочим зрителей характерными костюмами участвующих в „оргии“ лиц, хор Большого театра устроил бенефицианту сердечную овацию и поднес ему сочувственный адрес, вложенный в ценный серебряный бювар. Публика шумно аплодировала бенефицианту и заставляла его выходить бесконечное число раз на вызовы.
— «Московские ведомости»*
Московские ведомости. 1902. 4 дек.
...Г. Шаляпину много помогает его общая интеллигентность: общение
с литературною средою заставило его серьезно относиться к идеальным обязанностям артиста. Получился артист, так толкующий „Мефистофеля“, как это впору любой драматической знаменитости. Не столько пение привлекает
в г. Шаляпине (хотя его бас – красивый basso cantante), сколько общая концепция, указывающая на крайне внимательное изучение партии, не только в чисто сценическом смысле, но и с литературной, и с философской стороны.
— «Санкт-Петербургские ведомости»*
А. К. Бенефис хора казенной оперы // Санкт-Петербургские ведомости. 1902. 20 дек.

С. В. Рахманинов
«АЛЕКО»

„Алеко“ имел большой успех, неразъединимый впрочем от появления в заглавной партии г. Шаляпина. Этот замечательный артист сумел вложить столько значительности и проникновенности в каждое слово пушкинского героя, что эта романтическая, несколько потускневшая и отжившая для нас фигура расцветилась красками жизни, затрепетала, воскресла. Особенно хорошо спета была превосходная большая ария Алеко; это идеал оперного исполнения. Для Алеко г. Шаляпин загримировался Пушкиным. Это оригинально и не лишено некоторого основания (биографические указания на странствования поэта
с цыганским табором). Но еще больше оснований можно выставить против такого грима. Пушкин – фигура настолько художественно объективная, гармоническая, стройная, что как-то странно видеть его в отталкивающей роли исступленного убийцы.
— «Русские ведомости»*
Ю. Э. Три новинки Нового театра // Русские ведомости. 1903. 25 сент.
Сцена из спектакля. Ф. И. Шаляпин - Алеко. Большой театр (Москва, 1903)

А. Т. Гречанинов
«ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ»

Добрыня поет песню, в исполнение которой можно бы, пожалуй, вложить больше смелой энергии, но г. Шаляпин и без того дал ей очень выразительные оттенки. <...> Среди исполнителей оперы необходимо прежде всего говорить о г. Шаляпине. Нельзя сказать, чтоб он был неудовлетворителен в Добрыне, но, кажется, он бы мог быть значительно лучше, если бы придал своему исполнению более бодрый
и энергичный характер, уничтожив всякие следы вялости и тягучести.
— «Московские ведомости»*
Кашкин Н. «Добрыня Никитич» // Московские ведомости. 1903. 16 окт.

Н. А. Римский-Корсаков
«ПСКОВИТЯНКА»

Его Иоанн Грозный ошеломляет, как нечто невиданное и неслыханное на оперной сцене, где все так нечто невиданное и неслыханное на оперной сцене, где все так тяготеет к рутине. <...> Его Иоанн Грозный притом верен истории, до малейших изгибов этой души, соединявшей болезненную жестокость со страстным стремлением к правде.
— «Санкт-Петербургские ведомости»*
Санкт-Петербургские ведомости. 1903. 30 окт.

А. Г. Рубинштейн
«ДЕМОН»

Такого великолепного, глубоко задуманного Демона у нас не было. Его слушали
с затаенным дыханием и смотрели, не отрываясь от биноклей. Все свои нумера артисту пришлось повторять. После второго акта овациям по адресу г. Шаляпина не было конца. Ему были поданы золотой венок, столовый серебряный сервиз, клавир „Демона“ в великолепном переплете, портрет А. Г. Рубинштейна, огромный серебряный десертный сервиз, серебряная ваза для цветов, цветочная лира и от оркестра лавровый венок с надписью: „Гениальному певцу и отзывчивому товарищу“.
— «Московские ведомости»*
Московские ведомости. 1904. 17 янв.
«Опера в день бенефиса шла хорошо. Собравшаяся публика, затаившись, внимательно следила за каждым движением и за каждой нотой столь редкого исполнителя партии Демона. Шаляпин был в голосе и в вокальном отношении провел эту трудную для него партию прекрасно. Об игре и передаче самой роли и образа Демона и говорить нечего, – игра его была не только оригинальна, но тонко продумана в разных мелочах, с большим подъемом в сильных местах,
и держал он себя с большим достоинством и величием. Публика принимала его хорошо, заставляя все, что только было возможность, бисировать. Особые восторги были выказаны присутствовавшими к концу, когда Шаляпин стал
на вызовы выходить один»*.

В. И. Теляковский
Теляковский В. А. Дневники директора Императорских театров, 1903-1906, Санкт-Петербург. Москва, 2006. С. 241.

П. И. Чайковский
«ПИКОВАЯ ДАМА»

Г. Шаляпин старался оживить свою роль комическим оттенком, и ему это отчасти удалось, но мы вообще не знаем, нужна ли какая бы то ни было буффонада в этой изящной пасторали XVII века?
— «Московские ведомости»*
Н. К. Большой театр // Московские ведомости. 1904. 28 окт.

Н. А. Римский-Корсаков
«САДКО»


М. П. Мусоргский
«ХОВАНЩИНА»

Сцена из спектакля. Мариинский театр (Санкт-Петербург, 1911 г.)
Ставил оперу Шаляпин. Этим все сказано, потому что великий певец-художник не мог не оказаться величайшим учителем и вдохновителем всех исполнителей,
и если Шаляпин уже создал школу своих последователей в пении, то вчерашний спектакль должен считаться эрой в истории оперной режиссуры. Но о величине Шаляпина-режиссера нельзя рассуждать в газетной заметке, и она составит предмет особой статьи. Досифей Шаляпина на голову перерос все созданные великим артистом роли. Это был живой подвижник, почти святой, и глубина его переживаний властно покоряла всех и на сцене и в театре. Он плакал настоящими слезами, и текли слезы то восторга, то боли отчаяния у слушателей, охваченных непреоборимых правдой жизни великих воплощений великого таланта.
— «Русское слово»*
Сахновский Ю. Премьера «Хованщины» в Мариинском театре // Русское слово. 9 нояб.

Дж. Россини
«СЕВИЛЬСКИЙ ЦИРЮЛЬНИК»

Шаляпин развернул перед восхищенными зрителями новую сторону своего стихийного дарования, не неожиданно, так как ничего не может быть неожиданным в творчестве этого гениального артиста, но все же изумительную по яркости и цельности. Он показал нам, что божественный смех, искрометная веселость, никогда не переходящая в шарж, также ему доступны, как суровый, потрясающий трагизм, пафос скорби, гнева и отчаяния. <...> Здесь все, от поразительного грима, кончая каждой интонацией, подлинный, заразительный комизм, порою шаловливый, порою подернутый каким-то мрачным юмором. Не забыть этой высокой, сухопарой фигуры с длинным прыщеватым носом, полуразинутым ртом, худыми морщинистыми щеками, от которых, наверно, пахнет скверным табаком, с узким черепом и лукавыми глазенками, откуда словно выглядывает подлая душонка продажного ханжи, мелкого плута, умеющего, однако, вовремя быть набожным, трусишки и лицемера.
— «Речь»*
В. Н. Мариинский театр. «Севильский цирюльник» // Речь. 1912. 16 нояб.

М. П. Мусоргский
«БОРИС ГОДУНОВ»


А. Н. Серов
«ЮДИФЬ»

Притягательным центром спектакля был, разумеется, Шаляпин. Великолепно загримированный он являл уже одним внешним видом тип смелого, необузданного, хищного и энергичного дикаря-полководца. Его яркая игра, простая, правдивая, полная огня, сделала этот тип живым, реальным,
а удивительное вокальное мастерство, с тысячью неуловимых анализом оттенков интонации, довершило высокое художественное наслаждение, доставленное несравненным артистизмом.
— «Речь»*
Г. Т. Мариинский театр // Речь. 1907. 23 сент.
Спектакль был выдающимся, прежде всего, благодаря участию таких несравненных артистических сил, каковы Ф. Шаляпин и Ф. Литвин. Тип ассирийского вождя-деспота, необузданно страстного, упивающегося своими победами изумительно живой и сильный у Шаляпина. Уже один его внешний образ характерная гримировка, ассирийская хламида с бахромой, перевитая золотыми нитями и украшенная драгоценностями борода чрезвычайно типичны. Все говорит о пристальном изучении подлинных ассирийских изображений, но, думается, эти все время несгибающиеся кисти рук, постоянное показывание ладоней с угловатыми движениями это искусственно. Имитировать в этом древние изображения вряд ли есть основание, так как вывернутые наружу ладони и угловатые движения происходят прежде всего от примитивности самого древне-ассирийского искусства. Но эта внешность отходит на задний план перед изумительной психологической трактовкой Шаляпиным характера Олоферна. Все его движения, жесты, разнообразная мимика так вдохновенны, живы, логичны, что захватывают, как сама действительность. Достаточно указать на сцену опьянения Олоферна, во время которой он закалывает Асфанеза, одного из вождей ассирийских. Следишь напряженно с возрастающим ужасом и не можешь оторваться. Артист был в голосе, повиновавшемся малейшим намерениям певца, и вокальная экспрессия, проникновенная до мелочей, создавала и в вокальном отношении яркое, живое художественное целое.
— «Речь»*
Тимофеев Г. «Юдифь» в Мариинском театре // Речь. 1912. 17 нояб.

Дж. Верди
«ДОН КАРЛОС»

Филипп II продуман глубоко и до конца и, конечно, не в одной опере Верди артист почерпнул необходимые для себя данные, давшие возможность сценически воскресить страшный и жестокий образ. Особенно велика была игра Шаляпина
в 5-й картине, где несмотря на неумолимый ужас и отвращение, которые возбуждает Филипп II, артист заставил все же почувствовать жалось к Филиппу. Исполнение в этой картине арии о разбитых мечтаниях и отвергнутой любви было художественно тонко, вызвало большой успех, и ария была повторена. Это было единственное место, где аплодисменты ворвались среди действия...
— «Русское слово»*
Сахновский Ю. «Дон Карлос» // Русское слово. 1917. 11 февр.

ж. массне
«ДОН-КИХОТ»

Успехом постановка обязана исключительно гению Ф. И. Шаляпина.
И действительно, великий артист из ничего создал все, окропляя мертвую ткань либретто и музыки живой водой своего необъятного дарования. Дон-Кихот, украденный у искусства Массне и Лореном, был возвращен ему Шаляпиным. Этот новый образ Шаляпина, столь не похожий на прежде созданное им... не раз вызывал слезы у слушателей и зрителей, свидетелей нового и крупного дара Шаляпина.
— «Аполлон»*
Держановский В. Музыка в Москве // Аполлон. 1910. № 12. С. 19.

© Санкт-Петербургская государственная Театральная библиотека, 2023