О ПРОЕКТЕ
К празднованию 225-летия со дня рождения А. С. Пушкина в 2024 году Санкт-Петербургская государственная Театральная библиотека подготовила масштабную выставку-променад «Онегина волшебный край: театральный Петербург пушкинской поры», которая представляла театральный мир первой трети XIX столетия. Выставка рассказывала о «театральных» нравах и правилах поведения в театре того времени, нашумевших постановках, великих актрисах и актерах, популярных драматургах, в том числе о которых упоминает А. С. Пушкин в романе в стихах «Евгений Онегин».

Краткую экскурсию по выставке проводит одна из её кураторов Елена Геннадьевна Федяхина, заведующая сектором Отдела информационной и научно-библиографической работы

На выставке были представлены материалы из собрания библиотеки. Это рабочие экземпляры пьес драматургов той эпохи, инсценировок произведений А. С. Пушкина из коллекции-книжного памятника «Русская драма», театральная периодика тех лет, «модные картинки», эскизы костюмов, театральные афиши 1818 года. Погрузиться в атмосферу пушкинского времени помогали экспонаты, любезно предоставленные для выставки Александринским театром, кафедрой мастерства художника кино и телевидения СПбГУ, в частности, вещи из личного архива художника по костюмам киностудии «Ленфильм» Инэссы Олеговны Снежкиной.
Многочисленные восторженные отзывы о выставке и экскурсиях, которые проводили сотрудники библиотеки, привели нас к решению перевести ее в данный онлайн-проект.

«ВОЛШЕБНЫЙ КРАЙ»
театральный Петербург пушкинской поры
«Волшебный край». Так Пушкин называл мир театра, к которому приобщился в ранней юности. Лишь только покинув стены Царскосельского лицея и поселившись с родителями на набережной Фонтанки, в Коломне, юный поэт стал завсегдатаем Большого Каменного театра, расположенного неподалеку — на Карусельной или Театральной площади. Величественное здание с восьмиколонным портиком на фасаде, с вместительным парадным зрительным залом и огромной сценой было прибежищем всех императорских театральных трупп — драматической, оперной, балетной, немецкой и французской. Здесь Пушкин видел трагедии В. А. Озерова и Я. Б. Княжнина, комедии И. А. Крылова, А. А. Шаховского и Н. И. Хмельницкого, оперы К. Кавоса и балеты Ш. Дидло. Здесь он знакомился с произведениями Моцарта, Россини и Буальдье. Великолепный комплект декораций и занавес для открывшегося в 1818 году после переделок Большого театра создал знаменитый декоратор Пьетро Гонзаго.

Портрет А. С. Пушкина. Художник О. А. Кипренский. 1827 г.

Атмосферу начинающегося спектакля, ожидание чего-то волшебного и необычного, Пушкин отразил впоследствии в строфах «Евгения Онегина», передав своему герою многое из своих театральных впечатлений и суждений.


А на сцене блистали таланты Екатерины и Нимфодоры Семеновых, Ивана и Елены Сосницких, Якова Брянского и Марии Вальберховой, Александры Колосовой и Авдотьи Истоминой. Со многими из них Пушкин был хорошо знаком, став, подобно его будущему герою Онегину, «почетным гражданином кулис». Никто лучше, чем Пушкин, не смог передать образы театра с помощью магии слова:


Блистательна, полувоздушна,

Смычку волшебному послушна,

Толпою нимф окружена,

Стоит Истомина; она,

Одной ногой касаясь пола,

Другою медленно кружит,

И вдруг прыжок, и вдруг летит,

Летит, как пух, из уст Эола.

В 1817-1820 годах Пушкин вошел в круг «просвещенных театралов», был частым гостем в доме А. Н. Оленина и на «чердаке» А. А. Шаховского, где собиралась театральная и литературная элита. Именно тогда он познакомился с А. С. Грибоедовым, П. А. Катениным и Н. И. Гнедичем, которые мечтали о реформе театра. А сам Пушкин в 1820 году написал свои программные «Мои замечания об русском театре», где дал подробный анализ состоянию современной сцены. Тогда же появились первые постановки его произведений — балеты «Кавказский пленник» и «Руслан и Людмила». Мир театра питал Пушкина образами и сюжетами.

Свои главные драматические произведения — «Бориса Годунова», «Маленькие трагедии», «Русалку» — Пушкин написал вдали от петербургского театра, а их путь на сцену был непрост и долог. Ведь он во многом опередил время. Недаром Всеволод Мейерхольд называл Пушкина подлинным реформатором театра.


Однако инсценировки его поэм, повестей и даже романа в стихах появлялись достаточно регулярно еще в девятнадцатом веке. Здесь ключевую роль сыграл князь А. А. Шаховской, который на основе пушкинских произведений создал сценические версии «Руслана и Людмилы» («Финн»), «Бахчисарайского фонтана» («Керим-Гирей»), «Пиковой дамы» («Хризомания»). На сцене при жизни поэта был поставлен «Моцарт и Сальери» и готовился в постановке «Скупой рыцарь»…


Пушкин не прекращал любить и посещать театр до конца своей жизни, а своим творчеством он сформировал многие репертуарные направления русской сцены, где «истина страстей и правдоподобие чувствований» стали художественным камертоном.


Портрет А. С. Пушкина. Художник В. А. Тропинин. 1827 г.

Войдем и мы в волшебный край театра пушкинской поры! Вместе с героями произведений и «знакомцами» Пушкина, вместе с актерами и публикой, наполнявшей зрительные залы петербургских театров:
Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла, всё кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.

Александр Анатольевич Чепуров

Заслуженный деятель искусств России, доктор искусствоведения,

профессор, заведующий кафедрой русского театра РГИСИ .

© Санкт-Петербургская государственная театральная библиотека. 2024 г.