подношение александринскому театру
«Многоценной жемчужине родного театра…»
марии гавриловне савиной
Указ елизаветы петровны от 30 августа 1756 года учредил русский профессиональный театр,
а вместе с ним и театральную библиотеку, история которой переплетена с историей русского театра с колыбели. теперь прошли даже не десятилетия, а более двух с половиной веков.
мы по-прежнему помним о нашем родстве, о тесной связи библиотеки и театра. не только помним
и бережно храним эту память, — по-прежнему активно участвуем в театральном процессе, раскрывая
и предоставляя театру для работы все свои фонды, коллекции, каталоги и картотеки.
безусловно, самое ценное в этой многолетней связи — люди. служители ли сцены, работники ли библиотеки, по разные стороны рампы эту связь осуществляющие. одной из них была мария гавриловна савина (1854–1915), выдающаяся актриса, заслуженная артистка императорских театров, театральный деятель, инициатор и создатель убежища для престарелых артистов (ныне — дом ветеранов сцены
им. м. г. савиной).
МАРИЯ ГАВРИЛОВНА САВИНА
В РАЗНЫЕ ГОДЫ ЖИЗНИ
одесса, 1866 г.1870 г.1889 г.
В своем кабинете
мария гавриловна в своем кабинете
«СЦЕНА – МОЯ ЖИЗНЬ»
Впервые маша стремлянова (сценический псевдоним родителей) появилась на сцене в возрасте восьми лет* знаменитая артистка, начавшая сценическую карьеру на провинциальной сцене, сорок лет — с 1874 года до последних дней — прослужила в александринском театре. искусство актрисы высоко ценили
а. н. островский и и. с. тургенев. актёрский её диапазон был широк: она с успехом выступала и в серьёзной классической драматургии, и в проходных мелодрамах, ей равно удавались комедийные и драматические роли.
Сомина В. В. Савина // Национальный драматический театр России. Александринский театр : актеры, режиссеры : энциклопедия. Санкт-Петербург, 2020. С. 617-618.
мария гавриловна имела характер независимый, была сильной личностью, имела не только много поклонников, но и недоброжелателей. директор императорских театров владимир аркадьевич теляковский в своих «воспоминаниях» писал о том, что у александринского театра было два директора: один директор императорских театров и тайный советник, вторым, явным, директором была мария гавриловна, и что «директор за савину играть
не мог, а она за директора играла роль не хуже других своих ролей»* точно очерчивает личность актрисы характеристика, данная известным театральным критиком, фельетонистом власом михайловичем дорошевичем: «любовь к своему делу, талант, труд и ум»*.

Теляковский В. А. Воспоминания. Ленинград ; Москва, 1965. С. 98.
Театральная критика Власа Дорошевича. Минск, 2004. С. 183-191.

мария гавриловна савина дебютировала на александринской сцене в 1874 году (9 апреля) в роли кати в спектакле «по духовному завещанию» (комедия в. а. крылова). «…первые же слова, сказанные ею по тексту, — «здравствуйте! это я!» — оказались пророческими и определили ее судьбу»*
сразу же после дебюта савина была активно задействована
в репертуаре. по сведениям «ежегодника императорских театров»,
за тридцать пять лет сценической деятельности актриса сыграла более трёхсот ролей*.
В РОЛЯХ
маргарита («дама с камелиями» а. дюма-сына. премьера 6 апреля 1879 г.)
маргарита («дама с камелиями» а. дюма-сына. премьера 6 апреля 1879 г.)
катерина («гроза» а. н. островского. первое выступление 1 декабря 1888 г.)
катерина («гроза» а. н. островского. первое выступление 1 декабря 1888 г.)
катерина («гроза» а. н. островского. премьера 31 августа 1907 г.)
катерина («гроза» а. н. островского. премьера 31 августа 1907 г.)
диана («собака садовника» лопе де вега. премьера 20 февраля 1891 г. в бенефис м. г. савиной)
диана («собака садовника» лопе де вега. премьера 20 февраля 1891 г. в бенефис м. г. савиной)
василиса мелентьева («василиса мелентьева» а. н. островского. премьера 4 сентября 1891 г.)
василиса мелентьева («василиса мелентьева» а. н. островского. премьера 4 сентября 1891 г.)
акулина («власть тьмы, или коготок увяз, всей птичке пропасть» л. н. толстого. премьера 18 октября 1895 г.)
акулина («власть тьмы, или коготок увяз, всей птичке пропасть» л. н. толстого. премьера 18 октября 1895 г.)
ольга ивановна («склеп» в. а. рышкова. премьера 19 сентября 1907 г.)
ольга ивановна («склеп» в. а. рышкова. премьера 19 сентября 1907 г.)
княжна плавутина-плавунцова («холопы» п. п. гнедича. премьера 21 декабря 1907 г.)
княжна плавутина-плавунцова («холопы» п. п. гнедича. премьера 21 декабря 1907 г.)
курослепова («горячее сердце» а. н. островского. 1915 г.)
курослепова («горячее сердце» а. н. островского. 1915 г.)
в фонде русской драмы театральной библиотеки хранится большое количество рабочих экземпляров пьес
из репертуара александринского театра, в которых бенефицианткой или исполнительницей одной из ролей упоминается м. г. савина.
среди её удачных работ можно отметить, например, роли: елены карминой в спектакле «женитьба белугина» (комедия а. н. островского и н. я. соловьёва. 1878 г.), марьи петровны в «вечер в сорренто» (сцена
и. с. тургенева, премьера 18 января 1885 г.), ольги ранцевой в одноименной драме б. м. маркевича (премьера
5 октября 1888 г.) и многие-многие другие.
«ЖЕНИТЬБА БЕЛУГИНА»
а. н. островского и н. я. соловьева.
елена васильевна (премьера 11 января 1878 г. в бенефис м. г. савиной)
елена васильевна
елена васильевна
обложка рабочего экземпляра
обложка рабочего экземпляра
титульный лист
титульный лист
форзац
форзац
перечень действующих лиц
перечень действующих лиц
программа спектакля 1899 г.
программа спектакля 1899 г.
программа спектакля 1899 г.
программа спектакля 1899 г.
«ТАТЬЯНА РЕПИНА» а. с. суворина.
татьяна (премьера 11 декабря 1888 г.)
татьяна репина
татьяна репина
обложка рабочего экземпляра
обложка рабочего экземпляра
титульный лист
титульный лист
план декораций и мебели
план декораций и мебели
перечень действующих лиц
перечень действующих лиц
список артистов, занятых во ii-м акте
список артистов, занятых во ii-м акте
начало i-го действия
начало i-го действия
начало ii-го действия и план декораций ii-го акта
начало ii-го действия и план декораций ii-го акта
«ВЕЧЕР В СОРРЕНТО» и. с. тургенева.
мария петровна (премьера 18 января 1885 г. в бенефис м. г. савиной)
обложка рабочего экземпляра
обложка рабочего экземпляра
титульный лист
титульный лист
последний лист текста с датой окончания работы и. с. тургенева над пьесой
последний лист текста с датой окончания работы и. с. тургенева над пьесой
«ОЛЬГА РАНЦЕВА» б. м. маркевича.
ольга (премьера 5 октября 1888 г.)
ольга
ольга
обложка рабочего экземпляра
обложка рабочего экземпляра
титульный лист
титульный лист
перечень действующих лиц
перечень действующих лиц
начало i-го действия
начало i-го действия
план мизансцены
план мизансцены
программка спектакля 1899 г.
программка спектакля 1899 г.
программка спектакля 1899 г.программка спектакля 1899 г.
программка спектакля 1899 г.
отдельно следует назвать «месяц в деревне» (комедия и. с. тургенева), в котором в разные годы она сыграла верочку (17 января 1879, бенефис м. г. савиной) и наталью петровну (15 ноября 1903), а так же «ревизор»
н. в. гоголя: в 1881 году она исполнила роль марьи антоновны, а в 1912 — анны андреевны.
«МЕСЯЦ В ДЕРЕВНЕ» и. с. тургенева.
верочка (премьера 17 января 1879 г. в бенефис м. г. савиной).
наталья петровна (премьера 18 ноября 1903 г. режиссёр а. а. санин)
верочка
верочка
наталья петровна
наталья петровна
титульный лист
титульный лист
обложка рабочего экземпляра (вырезка из сочинений и. с. тургенева. ч. vii. москва, 1869 г.)
обложка рабочего экземпляра (вырезка из сочинений и. с. тургенева. ч. vii. москва, 1869 г.)
наталья петровна
наталья петровна
перечень действующих лиц и начало i-го действия.
перечень действующих лиц и начало i-го действия.
«РЕВИЗОР» н. в. гоголя.
марья антоновна (первое выступление 13 января 1881 г.).
анна андреевна (премьера 22 января 1912 г. режиссёр а. и. долинов)
марья антоновнаанна андреевна
поэзия савинского костюма
наталья борисовна пехтерева («ассамблея» п. п. гнедича. режиссёр а. и. долинов, художник л. м. браиловский. премьера 26 ноября 1912 г.)
наталья борисовна пехтерева («ассамблея» п. п. гнедича. режиссёр а. и. долинов, художник л. м. браиловский. премьера 26 ноября 1912 г.)
елена глинская («соломония и елена» н. л. пушкарёва. художник е. п. пономарёв. премьера 3 ноября 1898 г.)
елена глинская («соломония и елена» н. л. пушкарёва. художник е. п. пономарёв. премьера 3 ноября 1898 г.)
катарина («укрощение строптивой» у. шекспира. художник е. п. пономарёв. премьера 30 января 1887 г.)
катарина («укрощение строптивой» у. шекспира. художник е. п. пономарёв. премьера 30 января 1887 г.)
клара («эгмонт» и.-в. гёте. художник е. п. пономарёв. премьера 10 декабря 1887 г.)
клара («эгмонт» и.-в. гёте. художник е. п. пономарёв. премьера 10 декабря 1887 г.)
имоджена («цимбелин» у. шекспира. художник е. п. пономарёв. постановка не осуществлена)
имоджена («цимбелин» у. шекспира. художник е. п. пономарёв. постановка не осуществлена)
«МИЛЫЙ РЫЦАРЬ,
Я НУЖДАЮСЬ В ВАШЕМ ЛИРИЗМЕ»
В архивном собрании театральной библиотеки хранится 39 документов — писем и записок
марии гавриловны савиной к юрию дмитриевичу беляеву, театральному критику и драматургу, автору
ряда пьес и множества критических статей, печатавшихся на страницах «живописного обозрения», «севера», «театра и искусства»*.
Письма и записки М. Г. Савиной к Ю. Д. Беляеву. 1899–1909 гг. См.: Фонд 1. Оп. Р1. Ед. хр. 943, 944.
«друженька»
В 1896 г. мария гавриловна познакомилась с анатолием евграфовичем молчановым (1856-1921), богатым фабрикантом, главой русского общества пароходства и торговли, чиновником особых поручений дирекции императорских театров и меценатом. «это был счастливый роман-дружба…, брак тоже был своеобразным "содружеством", она даже в письмах называла мужа "друженька"»*. «с нею, подле неё, через неё — так протекала за последние годы вся его жизнь»*.
анатолий евграфович подарил марии гавриловне шикарный свадебный подарок — особняк в стиле модерн на аптекарском острове (ул. литераторов, 17).
Сомина В. В. М. Г. Савина // Три века Санкт-Петербурга : энциклопедия. Т. 2 : Девятнадцатый век. Кн. 6. Санкт-Петербург, 2008. С. 14.
Долгов Н. Любовь сильнее смерти // Еженедельник Петроградских государственных академических театров. 1922. № 13 (10 декабря). С.15.
а. е. молчанов
в этом доме они прожили семь лет (1908–1915 гг.). молчанов после смерти жены создал здесь настоящий музей её памяти, сохранив во многих помещениях атмосферу, в которой она будто бы продолжала жить.
интерьеры особняка до 1925 г.
в 1918 году он передал особняк в собственность государства, не просто со всем содержимым, но и с этой атмосферой, и ещё почти три года сам продолжал в нём работать. умер анатолий евграфович 3 мая 1921 года, и уже через год стало понятно, что музей начинает разрушаться. в 1925 году музей марии гавриловны савиной был ликвидирован, театральная часть коллекций и обстановки была передана в музей актеатров,
а книги поступили в библиотеку. так, 1 августа 1925 года в транспортный подотдел городского отдела коммунального хозяйства была направлена просьба заведующего библиотекой в то время юрия александровича нелидова о предоставлении двух подвод и брезента: «для перевозки, согласно распоряжению зам. директора в. а. берггрюна, книг из музея м. г. савиной в центральную библиотеку русской драмы…»*. а 5 августа заведующий библиотекой обращается в хозяйственную часть управления государственных театров с просьбой прислать в библиотеку «7 августа с утра четырёх человек для перестановки книжных шкапов, и столяра для сборки шкапа, поступившего из музея имени савиной»*. в 1934 г., по свидетельству ю. а. нелидова, «шкап с личными книгами м. г. савиной сохраняется в полной неприкосновенности»*.
ЦГАЛИ СПб. Фонд 260. Оп. 1. Ед. хр. 704. Л. 56.
Там же. Л. 58.
Нелидов Ю. А. Ленинградская Театральная библиотека им. А. В. Луначарского // Театральное наследие : сборник первый. Ленинград, 1934. С. 42.
«любимое детище»
Мария гавриловна савина была ярким театральным деятелем своего времени. она внесла огромный вклад
в деятельность императорского российского театрального общества (ирто, впоследствии вто), а в 1913-1915 годах была его председателем. последней ее инициативой на этом поприще была подготовка съезда деятелей народного театра, которого сама она не дождалась – съезд состоялся в конце 1915 года, уже после смерти савиной.
артисты-ветераны сцены у здания убежища (1900-е гг.).
первое здание убежища с церковью св. николая чудотворца (корпус №1 — «савинский»)
одним из объектов постоянного внимания и тревоги м. г. савиной было убежище для престарелых сценических деятелей в память императора александра iii, которое было открыто в 1895 году на деньги, пожертвованные анатолием евграфовичем молчановым: четверо артистов получило полный пансион в одном из домов
на кирочной улице. затем убежище занимало предоставленную ему одноэтажную дачу на петровском острове, а в 1902 году для благотворительных целей был выстроен каменный двухэтажный савинский корпус.
дом ветеранов сцены существует и поныне, он носит имя своей основательницы и находится в безвозмездном пользовании у союза театральных деятелей россии.
мраморная мемориальная доска в вестибюле «савинского корпуса»дом ветеранов сцены имени м. г. савиной сегоднясавинская гостиная
лИЧНАЯ БИБЛИОТЕКА
М. Г. САВИНОЙ
Вернёмся к книгам. коллекция м. г. савиной состоит из около 430 книг, в том числе конволютов, более 60 книг на иностранных языках (в основном это французский, но есть издания и на польском
и на немецком языках).
коллекцию можно условно разделить на две тематические части:
первая — это круг чтения актрисы. сюда входит так называемая «профессиональная» литература: драматургия, книги по истории театра и драматургии. это характерная черта многих личных библиотек
и книжных коллекций, которая говорит о серьёзном, глубоком отношении к своей профессии.
например: монография и. а. аполлонской «театр ибсена» (кстати сказать, и. а. аполлонская была актрисой,
а позднее режиссёром того же александринского театра), или учебное пособие «голос и речь : общедоступное описание органов голоса и речи и их деятельности в здоровом и больном состоянии», составленное врачом-отоларингологом и популяризатором медицины л. а. гордоном, или драма к. р. «царь иудейский».
кроме того, будучи образованным человеком и талантливой актрисой, общавшейся в том числе
в интеллектуальных кругах, мария гавриловна самостоятельно приобретала те или иные книги, не относящиеся
к профессиональной сфере, исходя из личного читательского интереса.
среди таких изданий множество сборников стихов, биографий и мемуаров исторических личностей, деятелей культуры.
например, это полное собрание сочинений в 8 томах выдающегося польского писателя и драматурга станислава пшибышевского,
сборник «женщины русских писателей» м. в. авдеева,
сборник мемуаров о деятелях русского театра «склонённые ивы» писателя, известного критика и фельетониста а. в. амфитеатрова и другие,
вторая часть — это дары и подношения широкого круга коллег, друзей, поклонников и обожателей марии гавриловны. это широчайший круг авторов. известные, малоизвестные и неизвестные теперь уже имена. например:

тургенев и. с. сочинения. т. 1. москва, 1880.



экземпляр в цельнокожаном переплёте с золотым тиснением; форзац
и нахзац из мраморной гребешковой бумаги; кант с орнаментальным золотым тиснением; ляссе; трёхсторонний золотой обрез.


дарственная надпись от автора:
«марии гавриловне савиной от и. с. тургенева с. п.бург. 29 февр. 1880»

гончаров и. а. обыкновенная история. ч. 1. с.-петербург, 1883.


экземпляр в художественном кожаном переплёте с золотым тиснением; муаровые форзац и нахзац
не окрашены.

дарственная надпись от автора:
«славной артистке, очаровательной женщине и милой, доброй приятельнице - марье гавриловне савиной сердечное приношение от старичка-автора, на доброе о нем воспоминание. 4 марта 1887»
пыляев м. и. драгоценные камни : их свойства, местонахождения
и употребление. с.-петербург, 1888.

экземпляр во владельческом полукожаном переплёте с золотым тиснением; литеры м. в.[мария всеволожская] - тиснение на корешке; цензурное разрешение 1888 г. 15 января.

дарственная надпись от автора:
«многоценной жемчужине родного театра марии гавриловне с непрестанным почтением подносит <подпись:>
м. пыляев 24/iii 88»
шекспир у. трагедия о гамлете, принце датском : [пьеса и материалы
к ней : в 3 томах]. т. 1 / перевод к. р. - санкт-петербург, 1899 - 1901.

подносной экземпляр; муаровые форзац и нахзац не окрашены; цельнокожаный переплёт.

дарственная надпись от переводчика:
«многоуважаемой марии гавриловне савиной в день 25-летия артистической деятельности от переводчика <подпись:> 19 января 1900»
суворин а. с. татьяна репина : комедия в 4 д. - с.-петербург, 1889.

экземпляр в художественном переплёте с золотым тиснением; дублюра муаровая неокрашенная; кант
с орнаментальным золотым тиснением; золотой обрез; премьера 1888 г. александринский театр (санкт-петербург, бенефис а. и. абариновой); исполнители.

дарственная надпись от автора:
«марии гавриловне савиной на память искренней и глубокой благодарности за прекрасное исполнение татьяны репиной от автора <подпись:> а. суворин 9 марта 1889»
гнедич п. п. холопы : 5 картин из семейной хроники плавутиных-плавунцовых. представлено в 1-й раз на сцене императорского александринского театра в с.-петербурге 21 декабря 1907 года. -
с.-петербург, 1908.

экземпляр во владельческом переплёте; золотой обрез; муаровые форзац и нахзац не окрашены; корешок украшен золотым тиснением (лира и лавровая ветвь); цензурное разрешение 1908 г.

дарственная надпись от автора:
«чудесной артистке марии гавриловне савиной на память о сезонах 1907–1910 гг. от автора. 1910 г.< подпись:> п. гнедич»
беляев ю. д. дама из торжка : комедия в 4 действиях. - с.-петербург, 1913.

экземпляр во владельческом переплёте; корректурный экземпляр; подаренный автором м. г. савиной до выхода книги в свет.

дарственная надпись от автора:
«г. савиной с извинениями за грамматические ошибки, за специальный французский язык наборщиков
(в котором никто не разберется)... её рукам, похожим на туберозу, ручкам, которые любил тургенев. 4 ноября 1912. мечтательный друг её юр. беляев»
ходотов н. н. на перепутье : драматический эскиз
в 4-х картинах. единственное издание пьесы в том виде, в каком она идет на сцене императорских театров. - с.-петербург, [1909].


дарственная надпись от автора:
«спасибо вам, мария гавриловна... всегда буду помнить и обожать ваш талант
и душу. непутёвый н. ходотов. 1909 г. 2 января»


всеволодский-гернгросс в. н. театральные здания
в санкт-петербурге в xviii столетии. - санкт-петербург, [1910].


дарственная надпись от автора:
«глубокоуважаемая мария гавриловна, позвольте мне принести вам мой первый печатный труд по истории русского театра. вы меня благословили на служение ему. хочу служить ему словом, делом, помышлением <подпись:> 25.iii.10»
тарновская п. н. женщины-убийцы : антропологическое исследование ;
с 163 рисунками и антропометрическими таблицами. - с.-петербург, 1902.

дарственная надпись от автора:
«марии гавриловне савиной от горячей почитательницы ее бесподобного таланта и сердца отзывчивого на страдания и горе людские. 30.iv.[1]902. петерб
карнеев м. в. двадцать лет на императорской сцене. мария гавриловна савина и критика ее сценической игры : биографический очерк
с приложением ее десяти портретов и факсимиле. - санкт-петербург, 1894.

подносной экземпляр; кант с орнаментальным золотым тиснением; дублюра муаровая окрашенная; ляссе; золотой обрез; цензурное разрешение 17 января 1894 г.

фалькевич п. н.холмогорские коровы, или
по 131 статье : комедия-шутка в одном акте. - мариуполь, 1895.

экземпляр в художественном переплёте; муаровые форзац и нахзац
не окрашены; подносной экземпляр м. г. савиной; цензурное разрешение 13 августа 1894 г.

дарственное тиснение на переплете:
«высокоталантливой и знаменитой артистке императорских театров многоуважаемой марии гавриловне савиной почтительнейше от автора»

беседовский а. м.за кем победа? : оригинальная комедия в 1 д. в стихах. - одесса, 1890.

подносной экземпляр м. г. савиной; м. г. с. - владельческие литеры золотым тиснением на обложке;
на дополнительном титульном листе помета рукой копииста: «написано для бенефиса придворной артистки с.петербургских императорских театров марии гавриловны савиной».
заслуженная артистка императорской русской драматической труппы
м. г. савина : тридцать пять лет на императорской сцене, 1874-1909 : [альбом фотографий]. - санкт-петербург, [1909].

подносной экземпляр м. г. савиной в тканевом художественном переплёте с золочёным декором; картонный футляр; муаровые форзац и нахзац не окрашены.
русское сценическое искусство за границей : артистическая поездка
м. г. савиной с труппой в берлин и прагу. - санкт-петербург, 1909.

экземпляр во владельческом цельнокожаном переплёт с золотым тиснением; форзац и нахзац из муаровой бумаги не окрашены; кант с орнаментальным золотым тиснением; золотой обрез; тканевый каптал; атласное ляссе.

дарственная надпись а. е. молчанову от м. г. савиной:
«другу издателю безгранично благодарная <подпись:> савина 17 марта 1910 г.»
коллекция благотворительных значков
Кроме всех перечисленных выше материалов, театральная библиотека гордится обширной коллекцией более 700 благотворительных марок и значков-жетонов «кружечных сборов» начала xx века и времён первой мировой войны, выдававшихся тем, кто оказывал денежные пожертвования в фонды социальной помощи.

традиция кружечных сборов идёт от церковной благотворительности, когда прихожане «бросали» пожертвования в церковные кружки. этот приём широко использовали и светские благотворители в начале xx века во время общегородских дней благотворительности, главным образом, в пользу сирот, бедных или больных туберкулёзом. с началом первой мировой войны благотворительные сборы в россии получили просто-таки грандиозный размах, они позволяли вовлечь в эти акции большой круг лиц. благотворительные организации усовершенствовали церковную практику, вручая участникам мероприятий специальные знаки различной формы, изготовленные из бумаги, картона, ткани, металла, которые прикалывали
к одежде.
мария гавриловна савина довольно долго собирала свою коллекцию, участвуя во всевозможных благотворительных мероприятиях, а многие из таких акций инициировала сама.
почитать еще
о марии гавриловне савиной
Мы не ставили целью полностью осветить жизнь и творчество м. г. савиной, ограничившись лишь отдельными фрагментами этой интереснейшей судьбы. если у вас появится интерес или потребность узнать больше и подробнее, вы можете почитать следующие ниже книги и статьи:
· заслуженная артистка императорской русской драматической труппы м. г. савина : тридцать пять лет на императорской сцене, 1874–1909 : [альбом фотографий]. – санкт-петербург : р. голике
и а. вильборг, [1909]. – 50 л. : фот.

· карнеев м. в. двадцать лет на императорской сцене. мария гавриловна савина и критика ее сценической игры: биографический очерк с приложением ее десяти портретов и факсимиле. – санкт-петербург : типография
в. с. балашева и к°, 1894. – [2], 109 с., [6] л. портр.

· протопопов в. в. мария гавриловна савина : биографический очерк : [в 3 вып.]. – юбил. изд. – санкт-петербург : изд. дело «труд», 1900. – 119 с. : ил.

· русское сценическое искусство за границей : артистическая поездка м. г. савиной с труппой
в берлин и прагу. – санкт-петербург : тип. главного управления уделов, 1909. – [8], xv, [1], 126, 380, 352, [2], v с., [1] л. фронт. : ил. содержание: савина м. г. моя поездка в берлин и прагу (из «записок» м. г. савиной). отзывы иностранной [и русской] периодической печати по поводу спектаклей м. г. савиной и ее труппы в берлине [и праге].

· савина м. г. горести и скитания : записки 1845-1877 / вступ. статья и примеч. и. и. шнейдермана. – ленинград ; москва : искусство, 1961. – 140, [2] с., [7] л. ил., портр.

· савина м. г. горести и скитания : записки, 1854–1877 / предисл. и примеч. а. м. брянского. – ленинград : academia, 1927. – 218, [1] с., [1] л. портр.

· светаева м. г. мария гавриловна савина. – москва : искусство, 1988. – 317, [2] с. ; [15] л. : ил., портр. – (жизнь в искусстве).

· сомина в. в. мария савина. грация и мера русского театра // актеры-легенды петербурга : [сб. ст.] / рос. институт истории искусств ; отв. ред. т. а. клявина. – санкт-петербург : риии, 2004. – с. 372 – 377 : 3 фот.

· шнейдерман и. и. мария гавриловна савина, 1854-1915 / всероссийское театральное общество. – ленинград ; москва : искусство, 1956. – 418, [1] с., [20] л. ил.

· щеглов и. л. чародейка русской сцены : (силуэт м. г. савиной). – санкт-петербург : тип. в. киршбаума, 1900. – 31, [1] с.
Яндекс.Метрика