«Храним и приумножаем»

Новые поступления в архивное собрание Санкт-Петербургской государственной Театральной библиотеки
Санкт-Петербургская государственная Театральная библиотека известна во всем мире как богатейшее хранилище материалов о театре и для театра.
Свой уникальный фонд, включающий целый ряд редких и ценных коллекций, она собирает начиная с XVIII века.

Начало формирования архивного собрания относится к 1919 году, когда
в библиотеку поступили первые архивные документы деятелей театра.
К сегодняшнему дню собрание насчитывает 76 фондов и более 12 000 единиц хранения.
В последнее десятилетие к нему присоединился обширный семейный архив актера О. Г. Окулевича и театроведа М. Н. Ласкиной; семейный архив писателя Ю. Л. Алянского и артистки театра и эстрады М. А. Раковой; архивы театральных художников В. Л. Степанова и О. С. Саваренской, художника-технолога сцены В. В. Базанова, историка моды и костюма М. Н. Мерцаловой, режиссера, директора Ленинградской Театральной библиотеки М. П. Троянского, искусствоведа, послевоенного директора Ленинградского Театрального музея А. А. Бартошевича.
Материалы своих архивов передают в библиотеку замечательные петербургские актрисы Т. М. Абросимова и С. Н. Крючкова.
Новыми документами пополнились хранящиеся в библиотеке архивные фонды режиссеров Н. В. Демидова, М. В. Сулимова, А. А. Белинского и Е. М. Падве, театроведов Л. И. Гительмана и Т. Б. Забозлаевой.

На виртуальной выставке, приуроченной к 265-летнему юбилею библиотеки, демонстрируется часть этих материалов, в которых отразилась яркая история отечественного театра и искусства прошлого и нынешнего столетий.

Т. М. Абросимова

Тамара Михайловна Абросимова
актриса Санкт-Петербургского академического драматического Театра им. В. Ф. Комиссаржевской, народная артистка РСФСР.

Тамара Абросимова родилась в Ленинграде, в 1963 г. окончила Школу-студию МХАТ СССР им. М. Горького, в том же году была принята в Ленинградский драматический театр им. В. Ф. Комиссаржевской.

На этой сцене Тамара Михайловна Абросимова работает уже больше полувека, ею сыграно более семидесяти ролей. Среди них — Мария («Джордано Бруно» О. Окулевича), Хатиа («Если бы небо было зеркалом» Н. Думбадзе и Г. Лордкипанидзе), Мария Павловна («Насмешливое мое счастье» Л. Малюгина), Лиззи («Продавец дождя» Н. Р. Нэша), Ирина («Царь Федор Иоаннович» А. К. Толстого), Тамара («Пять вечеров» А. Володина), Софья («Зыковы» М. Горького) и многие другие.
В репертуаре актрисы последних лет — спектакли «Если бы знать» Э.-Э. Шмитта, «Страсти по дивану» М. Тульчинской, «Я вернулся в мой город». Тамара Абросимова работает и как режиссер: на сцене Театра им. В. Ф. Комиссаржевской она поставила спектакли «Маленькая принцесса», «Двенадцать месяцев», спектакль-посвящение В. Ф. Комиссаржевской.
Много времени Тамара Михайловна отдала педагогике, преподавая в Театральном институте и Санкт-Петербургской консерватории. В 2000-е гг. со студентами Бирмингемского университета она поставила спектакли по русской классике, в том числе — «Женитьбу Бальзаминова» А. Н. Островского.

Материалы своего архивного фонда, хранящегося в Санкт-Петербургской Театральной библиотеке (Ф. 43), Тамара Михайловна Абросимова пополняет в течение многих лет.
Театральные встречи: Тамара Абросимова. Анонс телепередачи. Вырезка из газеты «Телевидение. Радио. Ленинград». 5–11 марта 1979
Театральные встречи: Тамара Абросимова. Анонс телепередачи. Вырезка из газеты «Телевидение. Радио. Ленинград». 5–11 марта 1979
Роль Марии в спектакле «Джордано Бруно» О. Окулевича. С надписью режиссера спектакля Мара Сулимова, рукописными вставками Тамары Абросимовой. 1965
Роль Марии в спектакле «Джордано Бруно» О. Окулевича. С надписью режиссера спектакля Мара Сулимова, рукописными вставками Тамары Абросимовой. 1965
Тамара Абросимова и художественный руководитель Ленинградского драматического Театра им. В.Ф. Комиссаржевской Виктор Новиков. 1970-е
Тамара Абросимова и художественный руководитель Ленинградского драматического Театра им. В.Ф. Комиссаржевской Виктор Новиков. 1970-е
Тамара Абросимова – Хатиа, Владимир Особик – Нодар в спектакле «Если бы небо было зеркалом» Г. Лордкипанидзе и Н .Думбадзе. Театр им. В.Ф. Комиссаржевской. Реж. Р. Агамирзян. 1970 (премьера – 1967)
Тамара Абросимова – Хатиа, Владимир Особик – Нодар в спектакле «Если бы небо было зеркалом» Г. Лордкипанидзе и Н. Думбадзе. Театр им. В.Ф. Комиссаржевской. Реж. Р. Агамирзян. 1970 (премьера – 1967)
Тамара Абросимова – Лиззи, Иван Краско – Билл Старбак в спектакле «Продавец дождя» Н.Р. Нэша. Театр им. В. Ф. Комиссаржевской. Реж. Р. Агамирзян, В. Ленцевичус [1972]
Тамара Абросимова – Лиззи, Иван Краско – Билл Старбак в спектакле «Продавец дождя» Н.Р. Нэша. Театр им. В.Ф. Комиссаржевской. Реж. Р. Агамирзян, В. Ленцевичус. [1972]
Тамара Абросимова – Антонина Васильевна, Марианна – Елена Федорова, Олесь — Валерий Дегтярь в спектакле «Новоселье в старом доме» А. Кравцова. Театр им. В.Ф. Комиссаржевской.Реж. В. Суслов. [1983]
Тамара Абросимова – Антонина Васильевна, Марианна – Елена Федорова, Олесь — Валерий Дегтярь в спектакле «Новоселье в старом доме» А. Кравцова. Театр им. В.Ф. Комиссаржевской. Реж. В. Суслов. [1983]
Тамара Абросимова – Софья, Михаил Матвеев – Зыков в спектакле «Зыковы» М. Горького. Театр им. В.Ф. Комиссаржевской. Реж. Р. Агамирзян, В. Гришко [1986]
Тамара Абросимова – Софья, Михаил Матвеев – Зыков в спектакле «Зыковы» М. Горького. Театр им. В.Ф. Комиссаржевской. Реж. Р. Агамирзян, В. Гришко [1986]
Программа спектакля «Джордано Бруно» с надписью режиссера спектакля Мара Сулимова. 1966
Программа спектакля «Джордано Бруно» с надписью режиссера спектакля Мара Сулимова. 1966
Программа спектакля «Если бы небо было зеркалом» с надписью режиссера спектакля Рубена Агамирзяна. 1967
Программа спектакля «Если бы небо было зеркалом» с надписью режиссера спектакля Рубена Агамирзяна. 1967
А. А. Бартошевич
Андрей Андреевич Бартошевич (1899–1949) — искусствовед, художественный и театральный критик, театральный работник, в 1938–1941 гг. — заведующий литературной частью Ленинградского театра комедии.

В годы Великой Отечественной войны оставался в блокадном Ленинграде, до ухода на фронт служил в Управлении по делам искусств Исполкома Ленгорсовета.
В ведении Бартошевича находилась тогда значительная часть культурной жизни города: деятельность театральных коллективов, Союза художников, Союза архитекторов, работа многих организаций и учреждений культуры (в том числе и Ленинградской Театральной библиотеки).
В 1942–1943 гг. Бартошевич вел подробный дневник, в который вклеивал театральные программы, пригласительные билеты на выставки, проходившие в блокадном Ленинграде, вырезки из газет, письма из эвакуации друзей и родственников и многие другие документы.

В это время вместе с женой, Марией Федоровной, Андрей Андреевич Бартошевич жил на улице Зодчего Росси, д. 2, в служебном жилье Ленинградского хореографического училища. По тому же адресу находилась (и находится до сих пор) Театральная библиотека, которая в страшные годы блокады Ленинграда не прекращала свою работу.
Андрей Андреевич Бартошевич приходил сюда. На страницах его дневника среди многих имен упомянуты и имена сотрудников библиотеки, которым он пытался помочь, когда в одно из посещений нашел их в тяжелом состоянии...
22 июня 1943 г. Бартошевич ушел на фронт. Находился на Ленинградском, 2-м Прибалтийском фронтах.
Был награжден медалями «За отвагу», «За оборону Ленинграда», «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». После войны в течение двух лет, вплоть до самой смерти, возглавлял Ленинградский театральный музей.

В 1995 г. племянник Бартошевича, Дмитрий Константинович Бартошевич, отдал блокадный дневник и некоторые другие материалы своего дяди Леониду Леонидовичу Штакельбергу, литератору, мемуаристу. В течение нескольких лет Л. Л. Штакельберг перепечатывал дневник на пишущей машинке, искал возможность опубликовать этот уникальный документ.
В 2011 г. в № 6 журнала «Звезда» удалось осуществить публикацию небольшой части дневниковых записей.
В 2018 и 2019 гг. документы Бартошевича, а вместе с ними и материалы Штакельберга передала в Санкт-Петербургскую Театральную библиотеку вдова Л. Л. Штакельберга, Ирина Николаевна Штакельберг. Так дневник Андрея Андреевича Бартошевича вернулся туда, где был создан, на улицу Зодчего Росси, 2.
В собрании библиотеки был образован архивный фонд № 71, который вскоре прошел обработку. Опись фонда доступна исследователям на сайте СПбГТБ.

Андрей Андреевич Бартошевич. Блокадный дневник. В общей тетради, с вложенными и вклеенными документами. Апрель 1942 – июнь 1943
Андрей Андреевич Бартошевич. Блокадный дневник. В общей тетради, с вложенными и вклеенными документами. Апрель 1942 – июнь 1943
Андрей Андреевич Бартошевич. Блокадный дневник. Фрагмент записи от 15 мая 1942 г. В таблице — сведения о численном составе учреждений и организаций, подведомственных Управлению по делам искусств: «число людей до войны, на сегодня, умерло, эвакуировано, призвано»
Андрей Андреевич Бартошевич. Блокадный дневник. Фрагмент записи от 15 мая 1942 г. В таблице — сведения о численном составе учреждений и организаций, подведомственных Управлению по делам искусств: «число людей до войны, на сегодня, умерло, эвакуировано, призвано»
Письмо А.А. Бартошевича на почтовой карточке к жене, М.Ф. Бартошевич. Адресовано на ул. Зодчего Росси, д. 2. [1942–1943]
Письмо А.А. Бартошевича на почтовой карточке к жене, М.Ф. Бартошевич. Адресовано на ул. Зодчего Росси, д. 2. [1942–1943]
Приглашение на выставку работ ленинградских художников на темы Великой Отечественной войны. 1942
Приглашение на выставку работ ленинградских художников на темы Великой Отечественной войны. 1942
Программа концерта симфонического оркестра в помещении Государственного академического театра драмы им. А.С. Пушкина. Дирижер – Карл Ильич Элиасберг. Воскресенье, 26 апреля 1942 года
Программа концерта симфонического оркестра в помещении Государственного академического театра драмы им. А.С. Пушкина. Дирижер – Карл Ильич Элиасберг. Воскресенье, 26 апреля 1942 года
Заметка «Спектакли Театра музыкальной комедии». Вырезка из газеты «Ленинградская правда» от 3 марта 1942 г. С пометой А.А. Бартошевича
Заметка «Спектакли Театра музыкальной комедии». Вырезка из газеты «Ленинградская правда» от 3 марта 1942 г. С пометой А.А. Бартошевича
Заметка «Зарисовки поврежденных фашистами исторических зданий». Вырезка из газеты «Ленинградская правда» от 13 июня 1942 г. С пометой А.А. Бартошевича
Заметка «Зарисовки поврежденных фашистами исторических зданий». Вырезка из газеты «Ленинградская правда» от 13 июня 1942 г. С пометой А.А. Бартошевича
Театр Краснознаменного Балтийского флота. Письмо к А.А. Бартошевичу с приглашением на новый спектакль «Добро пожаловать». [1943]
Театр Краснознаменного Балтийского флота. Письмо к А.А. Бартошевичу с приглашением на новый спектакль «Добро пожаловать». [1943]
Программа спектакля Театра Краснознаменного Балтийского флота «Добро пожаловать». [1943]
Программа спектакля Театра Краснознаменного Балтийского флота «Добро пожаловать». [1943]
Леонид Леонидович Штакельберг. 1980-е
Леонид Леонидович Штакельберг. 1980-е
Предисловие Л.Л. Штакельберга к тексту дневника А.А. Бартошевича. [1997]. Фрагмент
Предисловие Л.Л. Штакельберга к тексту дневника А.А. Бартошевича. [1997]. Фрагмент
Ленинградский Союз советских художников. Извещение о демонстрации и обсуждении эскизов и макета к спектаклю Городского театра «Ревизор». [Консультант по литературной части — А.А. Бартошевич.] 1943. Спектакль не был осуществлен
Ленинградский Союз советских художников. Извещение о демонстрации и обсуждении эскизов и макета к спектаклю Городского театра «Ревизор». [Консультант по литературной части — А.А. Бартошевич.] 1943. Спектакль не был осуществлен
Приглашение на открытие выставки выпускников Академии художеств. 1941
Приглашение на открытие выставки выпускников Академии художеств. 1941
Приглашение на открытие выставки выпускников Академии художеств. 1941
Приглашение на открытие выставки выпускников Академии художеств. 1941
Н. В. Демидов

Николай Васильевич Демидов (1884–1953)
актер, режиссер, сотрудник К. С. Станиславского, крупнейший деятель театральной педагогики, автор уникальной системы воспитания актера.

Н. В. Демидов учился в Московском университете, в 1913 г. окончил медицинский факультет. Еще в годы учебы присутствовал на занятиях К. С. Станиславского с актерами и вскоре оставил медицину, чтобы полностью посвятить себя театру, которым был увлечен с детства.
Проводя занятия по «системе» Станиславского, а позже разрабатывая собственную методику воспитания актера, Николай Васильевич Демидов в 1920-е–1940-е гг. в качестве режиссера и педагога работал в целом ряде студий и театров. В 1921 г. он организовал 4-ю студию МХТ, а в 1922–1924 гг. руководил Драматической школой Художественного театра.
Позже работал в «экспериментальных мастерских» Камерного театра А. Я. Таирова, Музыкальном театре им. Вл. И. Немировича-Данченко, Оперном театре им. К. С. Станиславского. Преподавал в оперном классе Московской Консерватории, Музыкально-театральном училище им. А. К. Глазунова, Театральном училище им. М. С. Щепкина.
Будучи художественным руководителем и главным режиссером, возглавлял Финский драматический театр в Петрозаводске, Бурят-Монгольский драматический театр в Улан-Удэ, другие театральные коллективы.
В качестве редактора и помощника Демидов вместе со Станиславским готовил к публикации его книгу «Работа актера над собой». В 1935 году их пути разошлись. После смерти Демидова на протяжении многих лет его имя было вычеркнуто из истории театра, а система Демидова оставалась почти неизвестной в театральном мире.

Личный архив Н. В. Демидова, в том числе рукописи нескольких его программных книг, долгие годы сохранялся и разбирался учениками и последователями его школы О. Г. Окулевичем и М. Н. Ласкиной, а затем был передан ими в Санкт-Петербургскую Театральную библиотеку. С этого времени началось полновесное возвращение имени и наследия Демидова в историю театра, театральной мысли, в театральную практику.
В архивном собрании СПбГТБ был образован фонд «Ф. 59. Н. В. Демидов», а в 2004–2009 гг. библиотека осуществила по архивным материалам первое 4-х томное издание творческого наследия Демидова. В него вошла серия монографий, в которых исследуется природа творчества актера, содержится методика обучения и воспитания актера-художника. Редактором-составителем этого издания стала Маргарита Николаевна Ласкина (ответственный редактор — П. В. Дмитриев).
Интерес к  наследию Николая Васильевича Демидова и его системе работы с актером растет с каждым годом.
Тексты его монографий, а также статья М. Н. Ласкиной, посвященная Н. В. Демидову, доступны ныне для чтения в Электронной библиотеке на сайте СПбГТБ.

Н.В. Демидов и К.С. Станиславский на репетиции оперы Г. Доницетти «Дон Паскуале». Оперный театр им. К.С. Станиславского. 1935
Н.В. Демидов и К.С. Станиславский на репетиции оперы Г. Доницетти «Дон Паскуале». Оперный театр им. К.С. Станиславского. 1935
Заявление Н.В. Демидова в Дирекцию Оперного театра им. К.С. Станиславского. 15 июля 1939 г.
Заявление Н.В. Демидова в Дирекцию Оперного театра им. К.С. Станиславского. 15 июля 1939 г.
Николай Васильевич Демидов. [1900-е]
Николай Васильевич Демидов. [1900-е]
Н.В. Демидов с труппой Камерного театра (в центре, между А.Г. Коонен и Л.А. Фениным). Слева у театрального макета – А.Я. Таиров. 1926
Н.В. Демидов с труппой Камерного театра (в центре, между А.Г. Коонен и Л.А. Фениным). Слева у театрального макета – А.Я. Таиров. 1926
Н.В. Демидов. «Главные научные труды, исследования и изобретения». 1940-е
Н.В. Демидов. «Главные научные труды, исследования и изобретения». 1940-е
Письмо А.Я. Таирова в Московскую квалификационную комиссию при ГУБПРОСе с характеристикой Н.В. Демидова. 23 сентября 1927 г.
Письмо А.Я. Таирова в Московскую квалификационную комиссию при ГУБПРОСе с характеристикой Н.В. Демидова. 23 сентября 1927 г.
Н.В. Демидов. «Творческая работа. Работа по руководству» — перечни спектаклей, поставленных Демидовым и с его участием, и театральных студий, которыми он руководил. 1940-е
Н.В. Демидов. «Творческая работа. Работа по руководству» — перечни спектаклей, поставленных Демидовым и с его участием, и театральных студий, которыми он руководил. 1940-е
Н.В. Демидов с выпускниками Московского Музыкально-театрального училища им. А.К. Глазунова. 1940
Н.В. Демидов с выпускниками Московского Музыкально-театрального училища им. А.К. Глазунова. 1940
Н. В. Демидов. Материалы к книге «Искусство жить на сцене». [1940-е– начало 1950-х]
Т. Б. Забозлаева
Татьяна Борисовна Забозлаева — искусствовед, театральный критик. Родилась в Ленинграде, в 1969 г. окончила Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии.
В 1971–1988 гг. вела научную деятельность в НИО ЛГИТМиК,
в 1975-м защитила диссертацию, посвященную театральной критике Аполлона Григорьева.

С конца 1960-х гг. статьи Т. Б. Забозлаевой печатались в газетах
и журналах Ленинграда, Москвы, Киева. Героями ее публикаций
и книг становились актеры и режиссеры Игорь Горбачев, Борис Равенских, Владислав Стржельчик, Богдан Ступка и многие другие деятели театра.
С 1975 г. Татьяна Забозлаева начала работать на радио, а в начале 1980-х — на телевидении. В 1988–1993 гг. возглавляла литературную часть Государственного академического Театра драмы
им. А. С. Пушкина, затем в течение трех лет заведовала отделом культуры в журнале «Санкт-Петербургская панорама».
В 1998–2010 гг. преподавала в Театральном институте «Школа русской драмы» на кафедре истории и теории театра.

Среди книг Татьяны Борисовны Забозлаевой, посвященных театру и деятелям театра — «Владислав Стржельчик» (1979), «Актеры и роли. И. Горбачев, Е. Леонов, И. Смоктуновский в роли чеховского Иванова» (1981), «Игорь Горбачев» (1985), «Ровесники: портреты актеров 1941 года рождения» (1990), «Николай Мартон» (1994), «Театр Бориса Равенских» (1997), «Легендарное поколение: Игорь Горбачев» (2017).
Значительная часть книг и отдельных публикаций Т. Б. Забозлаевой посвящена истории культуры, великосветской жизни и быту русских монархов, истории моды и украшений: «Русские императоры и Александринский театр» (1997), «Драгоценности в русской культуре ХVIII–ХХ веков (2003), «"Вина кометы брызнул ток…" Шампанское в русской культуре» (2007), «Цари и артисты: ювелирные подарки» (2008), «Внутренняя политика императрицы Елизаветы Петровны (1741–1761). Путеводитель по законодательству (2012), «Российская империя: очерки роскоши» (2020), «Династия Романовых в лицах и ситуациях» (2021).

Одна из книг Татьяны Забозлаевой «Мода как политика в Российской империи» в 2013 г. подготовлена к изданию Санкт-Петербургской Театральной библиотекой и доступна для чтения на сайте СПбГТБ.
Татьяна Борисовна Забозлаева продолжает пополнять новыми материалами свой архивный фонд (Ф. 62), хранящийся в Театральной библиотеке.

Татьяна Забозлаева и актриса Ленинградского Театра драмы им. А.С. Пушкина Галина Карелина. Интервью для журнала «Театральная жизнь». [1986]
Татьяна Забозлаева и актриса Ленинградского Театра драмы им. А.С. Пушкина Галина Карелина. Интервью для журнала «Театральная жизнь». [1986]
Татьяна Забозлаева. Фото Е.М. Егорова. [Начало 1980-х]
Татьяна Забозлаева. Фото Е.М. Егорова. [Начало 1980-х]
Бруно Фрейндлих. Надпись Татьяне Забозлаевой на книге: «Бруно Фрейндлих. 65 лет на сцене». (СПб., 1998; предисловие Т.Б. Забозлаевой). Январь 2000 г.
Бруно Фрейндлих. Надпись Татьяне Забозлаевой на книге: «Бруно Фрейндлих. 65 лет на сцене». (СПб., 1998; предисловие Т.Б. Забозлаевой). Январь 2000 г.
Т.Б. Забозлаева «Богдан Ступка». Титульный лист неопубликованной книги. 1990
Т.Б. Забозлаева «Богдан Ступка». Титульный лист неопубликованной книги. 1990
Борис Равенских. Надпись Татьяне Забозлаевой на программе оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка». (Большой театр. 1978. Режиссер Б.А. Равенских)
Борис Равенских. Надпись Татьяне Забозлаевой на программе оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка». (Большой театр. 1978. Режиссер Б.А. Равенских)
Приложение к диплому Татьяны Забозлаевой — выпускницы ЛГИТМиК. 1969
Приложение к диплому Татьяны Забозлаевой — выпускницы ЛГИТМиК. 1969
Богдан Ступка в гриме Николая Задорожного (спектакль «Украденное счастье», Театр им. И.Франко, Киев) с женой, Л.С. Ступка. 1980-е
Богдан Ступка в гриме Николая Задорожного (спектакль «Украденное счастье», Театр им. И.Франко, Киев) с женой, Л.С. Ступка. 1980-е
Письмо к Б.С. Забозлаеву директора Ленинградской государственной Филармонии А.В. Пономарева. 20 мая 1949 г.
Письмо к Б.С. Забозлаеву директора Ленинградской государственной Филармонии А.В. Пономарева. 20 мая 1949 г.
Татьяна Борисовна Забозлаева с отцом, Борисом Степановичем Забозлаевым, в читальном зале Российской национальной библиотеки [конец 1990-х]
Татьяна Борисовна Забозлаева с отцом, Борисом Степановичем Забозлаевым, в читальном зале Российской национальной библиотеки [конец 1990-х]
Таня Забозлаева. 1946
Таня Забозлаева. 1946
Т. Б. Забозлаева. «Избранные сценарии для Ленинградского-Петербургского радио (5 канал)»
Перечень сценариев радиопередач, созданных в 1975–1998 гг.
С. Н. Крючкова
Светлана Николаевна Крючкова — актриса театра и кино, народная артистка РСФСР. Родилась в Кишиневе. В 1973 г. окончила Школу-студию МХАТ СССР им. М. Горького и была принята во МХАТ, где сыграла в спектаклях «Синяя птица» М. Метерлинка (Мать), «Последние дни» М. Булгакова (Александрина Гончарова). В 1976 г. была принята в труппу Ленинградского Большого драматического театра.

Среди больших, этапных ролей, сыгранных здесь актрисой — Люба («Фантазии Фарятьева» А. Соколовой), Ловийса («Молодая хозяйка Нискавуори» Х. Вуолийоки), Аксинья («Тихий Дон» М. Шолохова), Купавина («Волки и овцы» А. Островского), Мамаева («На всякого мудреца довольно простоты» А.  Островского), Василиса («На дне» М. Горького), Раневская («Вишневый сад» А.  Чехова), Анна Фирлинг («Мамаша Кураж и ее дети» Б. Брехта), Васса Железнова («Васса Железнова» М. Горького), Бабуленька, крупье («Игрок»
по Ф. М. Достоевскому), Мадам Роза («Жизнь впереди» Э. Ажар).

В числе ярких киноработ обширной фильмографии Светланы Крючковой — Нелли Леднева («Большая перемена» реж. А Коренев), Наталья («Старший сын», реж. В. Мельников), Новобрачная («Объяснение в любви», реж. И. Авербах), Агафья Тихоновна («Женитьба», реж. В. Мельников), Нина Антоновна Савельева («Похороните меня за плинтусом», реж. С. Снежкин), Анна Ахматова («Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину», реж. А. Хржановский) и многие другие.
Важнейшее место в творчестве Светланы Николаевны Крючковой занимает создание поэтических программ, музыкально-поэтических композиций, посвященных стихам и судьбам Анны Ахматовой, Марины Цветаевой, Марии Петровых, Осипа Мандельштама, поэзии Пушкина и Лермонтова. На поэтических встречах звучат стихи Давида Самойлова, Геннадия Шпаликова, стихи и песни Булата Окуджавы. Выступления проходят в музыкальном сопровождении сына Светланы Крючковой, гитариста, лауреата международных конкурсов Александра Крючкова.

В 2019 г. Светлана Николаевна Крючкова начала передавать материалы своего архива в Санкт-Петербургскую Театральную библиотеку. В этих документах отразилась творческая биография замечательной актрисы и легендарная история Большого драматического театра.
Роль Клеопатры Львовны Мамаевой в спектакле БДТ «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского. С автографом Г.А. Товстоногова (10 октября 1984 г.), пометами С.Н. Крючковой.
Роль Клеопатры Львовны Мамаевой в спектакле БДТ «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского. С автографом Г.А. Товстоногова (10 октября 1984 г.), пометами С.Н. Крючковой
«Марина Цветаева. Чешские страницы». Афиша выступления народной артистки России Светланы Крючковой. Гитара – Александр Некрасов. 2016
«Марина Цветаева. Чешские страницы». Афиша выступления народной артистки России Светланы Крючковой. Гитара – Александр Некрасов. 2016
Расписка о приеме документов Светланы Крючковой в Школу-студию МХАТ. 28 июня 1969 г.
Расписка о приеме документов Светланы Крючковой в Школу-студию МХАТ. 28 июня 1969 г.
Светлана Крючкова. 1967
Светлана Крючкова. 1967
Светлана Крючкова «Назначь мне свиданье…»: песни из кинофильмов, спектаклей БДТ им. М. Горького; песни на стихи Ю. Мориц и др.; стихи М. Петровых, М. Цветаевой, А. Тарковского. 2003 г. Аудиозаписи на компакт-дисках с дарственной надписью Театральной библиотеке. 23 сентября 2020 г.
Светлана Крючкова «Назначь мне свиданье…»: песни из кинофильмов, спектаклей БДТ им. М. Горького; песни на стихи Ю. Мориц и др.; стихи М. Петровых, М. Цветаевой, А. Тарковского. 2003 г. Аудиозаписи на компакт-дисках с дарственной надписью Театральной библиотеке. 23 сентября 2020 г.
Роль Василисы Карповны в спектакле БДТ «На дне» М. Горького. С автографом Г.А. Товстоногова. 12 декабря 1986 г.
Роль Василисы Карповны в спектакле БДТ «На дне» М. Горького. С автографом Г.А. Товстоногова. 12 декабря 1986 г.
Роль Василисы Карповны в спектакле БДТ «На дне» М. Горького. С пометами С.Н. Крючковой. 1986
Роль Василисы Карповны в спектакле БДТ «На дне» М. Горького. С пометами С.Н. Крючковой. 1986
О. Г. Окулевич, М. Н. Ласкина

Олег Георгиевич Окулевич (1921–2006) актер, родился
в Персии (Иран), в городе Тавризе, учился в Театральном училище им. М. Щепкина при Академическом Малом театре у педагога и режиссера Николая Васильевича Демидова.
В 2021 г. со дня рождения О. Г. Окулевича исполнилось 100 лет.

Свою творческую деятельность Олег Окулевич начал еще в годы Великой Отечественной войны, участвуя во фронтовых бригадах ГИТИСа. Затем работал в театрах Москвы, в том числе в Театре Промкооперации, где познакомился со своей будущей женой, Маргаритой Николаевной Ласкиной.
За 60 лет работы в театре Олег Окулевич, замечательный актер «школы Демидова», сыграл более 90 театральных ролей и около 50-ти на телевидении, радио и в кино. Его талантливые, яркие работы всегда получали горячее признание зрителей и театральной прессы. Множество ролей было создано Окулевичем в 1950-е–1960-е гг. в спектаклях ленинградских драматических театров: имени Ленинского комсомола, имени В. Ф. Комиссаржевской, имени Ленсовета.
Среди них — Иван Петрович («Униженные и оскорбленные» Ф. Достоевского), Протасов («Дети солнца» М. Горького), Раскольников («Преступление и наказание» Ф. Достоевского), Крылов («Иду на грозу» Д. Гранина), Иван Грозный («Смерть Иоанна Грозного» А. К. Толстого), «Джордано Бруно» («Джордано Бруно» О.  Окулевича) и другие.
В 1970-е–1980-е гг. Окулевич играл по приглашению в театрах разных городов: в Северодвинске (Н. Погодин «Альберт Эйнштейн» — Эйнштейн); Пскове (А. С. Пушкин «Борис Годунов» — Борис Годунов); Таганроге (У. Шекспир «Отелло» — Отелло); Мурманске (У. Шекспир «Зимняя сказка» — Король Леонт, А. К. Толстой «Смерть Ивана Грозного» — Иван Грозный). В 1990-е и в начале 2000-х гг. Олег Георгиевич Окулевич сотрудничал с «Классическим театром», играя роль Чебутыкина («Три сестры» А. Чехова) и штабс-капитана Снегирева («Среди миров» по Ф. М. Достоевскому).
В числе режиссеров, с которыми работал актер — И. С. Ольшвангер, М.  В.  Сулимов, Г. А. Товстоногов, И. П. Владимиров, Р. С. Агамирзян.

В репертуаре О. Г. Окулевича было много работ, созданных в жанре «Театра одного актера»: моноспектакли «Борис Годунов», «Моцарт и Сальери», «Скупой рыцарь» А. С. Пушкина, «Последняя лента Краппа» С. Беккета и другие.
Немало ролей было сыграно в телевизионных спектаклях Ленинградского телевидения и на радио.
На протяжении многих лет вместе с женой, театроведом Маргаритой Николаевной Ласкиной, Олег Георгиевич Окулевич сохранял и разбирал обширный архив своего учителя, Н.  В. Демидова, который со временем был передан в Санкт-Петербургскую Театральную библиотеку. Основываясь на материалах архива, библиотека осуществила 4-х томное издание творческого наследия Н. В. Демидова, подготовленное М. Н. Ласкиной. Первые два тома были выпущены в 2004 г., еще при жизни Олега Георгиевича, два других — в 2007 и 2009 гг.
В 2016 г. в издательстве «Левша. Санкт-Петербург» вышла в свет книга «Олег Окулевич. Голос сердца — со сцены и из-за кулис (из архива актера)», составленная Маргаритой Николаевной Ласкиной. Деятельное участие в подготовке книги к изданию принимал Павел Вячеславович Дмитриев, ее редактор. Через год книга стала лауреатом премии «Театральный роман – 2017».

В конце 2019 года, незадолго до смерти, Маргарита Николаевна передала документы их общего с О. Г. Окулевичем архива в Санкт-Петербургскую Театральную библиотеку (подробнее об этом — в разделе, посвященном М. Н. Ласкиной).

Олег Окулевич – Джордано Бруно («Джордано Бруно» О. Окулевича). Театр им. В.Ф. Комиссаржевской (реж. М. Сулимов). 1966
Олег Окулевич – Джордано Бруно («Джордано Бруно» О. Окулевича). Театр им. В.Ф. Комиссаржевской (реж. М. Сулимов). 1966
Ленинградский драматический театр им. В.Ф. Комиссаржевской на гастролях. 1962
Ленинградский драматический театр им. В.Ф. Комиссаржевской на гастролях. 1962
Перечень ролей О.Г. Окулевича, сыгранных в театрах Ленинграда, Северодвинска, Пскова и Мурманска в 1956–2000 гг.
Перечень ролей О.Г. Окулевича, сыгранных в театрах Ленинграда, Северодвинска, Пскова и Мурманска в 1956–2000 гг.
Олег Окулевич. 1950-е
Олег Окулевич. 1950-е
Н.В. Демидов. Характеристика Олега Георгиевича Окулевича. 2 апреля 1942 г.
Н.В. Демидов. Характеристика Олега Георгиевича Окулевича. 2 апреля 1942 г.
М. Сулимов. Рисунки на режиссерском экземпляре пьесы «Джордано Бруно» О. Окулевича. [1966]
М. Сулимов. Рисунки на режиссерском экземпляре пьесы «Джордано Бруно» О. Окулевича. [1966]
О.Г. Окулевич. Автобиография. [1960-е]
О.Г. Окулевич. Автобиография. [1960-е]
Cцена из спектакля «Смерть Иоанна Грозного» А.К. Толстого. Иоанн – Олег Окулевич. Театр им. В.Ф. Комиссаржевской (реж. Р. Агамирзян). 1976–1977
Cцена из спектакля «Смерть Иоанна Грозного» А.К. Толстого. Иоанн – Олег Окулевич. Театр им. В.Ф. Комиссаржевской (реж. Р. Агамирзян). 1976–1977
Программа спектакля Ленинградского драматического театра им. В.Ф. Комиссаржевской «Иду на грозу» (реж. М. Сулимов). 1964
Программа спектакля Ленинградского драматического театра им. В.Ф. Комиссаржевской «Иду на грозу» (реж. М. Сулимов). 1964
Олег Георгиевич Окулевич в Санкт-Петербургской Театральной библиотеке у выставки, организованной к 80-летию со дня рождения актера. 2001
Олег Георгиевич Окулевич в Санкт-Петербургской Театральной библиотеке у выставки, организованной к 80-летию со дня рождения актера. 2001
Олег Окулевич в моноспектакле «Борис Годунов»
Народный театр драмы. Ленинград. 29 января 1983 г.
Фотоальбом. Фото Феликса Лурье

Народный театр драмы. Олег Окулевич в моноспектакле «Борис Годунов». 29 января 1983 г.
Народный театр драмы. Олег Окулевич в моноспектакле «Борис Годунов». 29 января 1983 г.
Перед спектаклем
Перед спектаклем
«Драгоценной для россиян памяти...»; «Но месяц уж протек...»
«Драгоценной для россиян памяти...»; «Но месяц уж протек...»
«Его страшит сияние престола»...; «...Да сжалится над сирою Москвою...»
«Его страшит сияние престола»...; «...Да сжалится над сирою Москвою...»
«Да правлю я во славе мой народ...»; «Да ведают потомки православных...»
«Да правлю я во славе мой народ...»; «Да ведают потомки православных...»
«Проклятый сон»; «Здесь на тебя донос ужасный пишет...»
«Проклятый сон»; «Здесь на тебя донос ужасный пишет...»
«Но счастья нет моей душе...»; «И рад бежать, да некуда...»
«Но счастья нет моей душе...»; «И рад бежать, да некуда...»
«Я отворил им житницы...»; «...едина разве совесть»
«Я отворил им житницы...»; «...едина разве совесть»
«Милый мой жених, прекрасный королевич...»; «Не та ли, что Пушкину привез вечор гонец?»
«Милый мой жених, прекрасный королевич...»; «Не та ли, что Пушкину привез вечор гонец?»
«Да, да – вот что»; «Ох, тяжела ты, шапка Мономаха»
«Да, да – вот что»; «Ох, тяжела ты, шапка Мономаха»
«...обижают Николку»; «Народ безмолствует»
«...обижают Николку»; «Народ безмолствует»
На сцене и в зале
На сцене и в зале
О спектакле рассказывает Вениамин Фильштинский
О спектакле рассказывает Вениамин Фильштинский

Маргарита Николаевна Ласкина (1921–2020)
театровед, ученица режиссера Николая Васильевича Демидова.
В 2021 г. исполнилось 100 лет со дня ее рождения.

Маргарита Ласкина родилась в Москве, с детских лет увлекалась театром, в годы учебы в Московском университете участвовала в драмколлективе МГУ. Во  время войны выступала во фронтовых бригадах, в 1944 г. была принята в труппу Московского ТЮЗа.
В 1947-м г. перешла в Театр Промкооперации, где в числе принимавших актрису на службу был и член худсовета Олег Окулевич, ее будущий муж.
После расформирования театра в конце 1949 г. Маргарита Николаевна поступила в  аспирантуру ГИТИС.
Негласным научным руководителем ее диссертации стал Николай Васильевич Демидов. М. Н. Ласкина общалась с ним по день его смерти (в сентябре 1953 г.), помогая своему учителю в работе над книгами. В 1950-е гг. М. Н. Ласкина была редактором литературно-драматических передач Центрального телевидения, лектором ВТО.
После переезда в Ленинград в 1958 г. заведовала литературной частью Театра драмы им. А. С. Пушкина.
В 1960-е гг. работала редактором на киностудии «Ленфильм», а в 1970-е — на  Ленинградском телевидении, где создавала сценарии циклов телепередач «Писатели детям». С конца 1970-х гг. занималась литературной деятельностью, публиковала статьи в журналах и сборниках.
Вместе с мужем, актером Олегом Георгиевичем Окулевичем, Маргарита Николаевна Ласкина долгие годы сохраняла и разбирала обширный архив Н. В. Демидова, готовила к публикации рукописи его трудов и осуществила передачу архива Демидова в Санкт-Петербургскую Театральную библиотеку. Материалы архива легли в основу изданного библиотекой первого собрания творческого наследия Н. В. Демидова, редактором-составителем которого стала М. Н. Ласкина. Четырехтомное «Творческое наследие Н. В. Демидова» вышло в свет в 2004–2009  гг.

Почти четверть века М. Н. Ласкина занималась исследованием творчества выдающегося актера Московского Малого театра П. С. Мочалова. В 2000-м году была издана подготовленная ею книга «П. С. Мочалов: летопись жизни и творчества». В 2016 г. вышла книга «Олег Окулевич. Голос сердца — со сцены и из-за кулис (из архива актера)», составленная Маргаритой Николаевной по материалам архива Олега Георгиевича Окулевича. (Редактор — П. В. Дмитриев.) В 2017 г. книга была отмечена премией «Театральный роман».
В конце 2019 года, незадолго до смерти, Маргарита Николаевна передала документы их общего с О. Г. Окулевичем архива в Санкт-Петербургскую Театральную библиотеку. Архив, разобранный и систематизированный Маргаритой Николаевной, представляет собой значительный по объему комплекс материалов. В подготовке его к передаче помогала режиссер-педагог Людмила Витальевна Шульга. В собрании библиотеки был образован архивный фонд «Ф. 73. О. Г. Окулевич, М. Н. Ласкина».

Маргарита Николаевна Ласкина и Олег Георгиевич Окулевич были большими друзьями библиотеки, наше общение и дружба длились на протяжении многих лет. С благодарностью и в память о них мы готовили эти материалы, представленные ныне на виртуальной выставке.
Удостоверение М.Н. Ласкиной — актрисы Центрального театра промкооперации (Москва). 1948
Удостоверение М.Н. Ласкиной — актрисы Центрального театра промкооперации (Москва). 1948
Олег Георгиевич Окулевич и Маргарита Николаевна Ласкина. [1980-е]
Олег Георгиевич Окулевич и Маргарита Николаевна Ласкина. [1980-е]
М.Н. Ласкина — заведующая литературной частью Ленинградского государственного академического Театра драмы им. А.С. Пушкина. [1958–1962]
М.Н. Ласкина — заведующая литературной частью Ленинградского государственного академического Театра драмы им. А.С. Пушкина. [1958–1962]
Маргарита Николаевна Ласкина. 1945
Маргарита Николаевна Ласкина. 1945
М.Н. Ласкина. «Доброе чудо Евгения Шварца». Телевизионный сценарий. [1970-е]. Фрагмент
М.Н. Ласкина. «Доброе чудо Евгения Шварца». Телевизионный сценарий. [1970-е]. Фрагмент
М.Н. Ласкина. Карточка из рабочей картотеки к книге «П.С. Мочалов. Летопись жизни и творчества» (М., 2000). [1970-е–1980-е]
М.Н. Ласкина. Карточка из рабочей картотеки к книге «П.С. Мочалов. Летопись жизни и творчества» (М., 2000). [1970-е–1980-е]
Маргарита Ласкина – Анжелика (крайняя справа), Олег Окулевич – Фома (в центре) в спектакле «Мнимый больной» Мольера. Центральный Театр Промкооперации. Москва, 1949
Маргарита Ласкина – Анжелика (крайняя справа), Олег Окулевич – Фома (в центре) в спектакле «Мнимый больной» Мольера. Центральный Театр Промкооперации. Москва, 1949
Маргарита Ласкина — Софья Сергеевна в спектакле «Невольницы» А.Н. Островского. Драматический коллектив МГУ. 1943
Маргарита Ласкина — Софья Сергеевна в спектакле «Невольницы» А.Н. Островского. Драматический коллектив МГУ. 1943
Маргарита Николаевна Ласкина. Карелия, Вохтозеро. [1960-е]
Маргарита Николаевна Ласкина. Карелия, Вохтозеро. [1960-е]
М. Ласкина. «Когда опущен занавес» — заметка о выходе в свет книги Н.В. Демидова «Искусство жить на сцене» (М., 1965). «Комсомольская правда». 4 августа 1965 г.
М. Ласкина. «Когда опущен занавес» — заметка о выходе в свет книги Н.В. Демидова «Искусство жить на сцене» (М., 1965). «Комсомольская правда». 4 августа 1965 г.
М. Н. Ласкина. Автобиография. 10 октября 1974 г.

М. Н. Мерцалова

Мария Николаевна Мерцалова (1912–2000) — искусствовед, историк и теоретик моды. Ни одно исследование в области истории моды не обходится без обращения к  ее трудам «Поэзия народного костюма», «История костюма», четырехтомной монографии «Костюм разных времен и народов», которые стали основополагающими для всех, кто занимается историей и теорией моды.

Мария Мерцалова родилась в Москве в дворянской семье, в 1932 г. окончила Московский государственный университет по отделению искусствоведения этнологического факультета.
В 1933–1934 гг. за свои религиозные убеждения вместе со старшей сестрой Надеждой была сослана в Алма-Ату, затем выслана в Вологду (сестры были реабилитированы в 1991 г.).
Еще студенткой Мерцалова начала сотрудничать с НИИ швейной промышленности, а в 1934 г. состоялась ее первая публикация в журнале «Швейная промышленность».
Начиная с 1930-х гг. Мария Николаевна вела преподавательскую деятельность: читала курсы по истории костюма в производственных мастерских Театра им. Вс. Мейерхольда, Московском швейном техникуме, Политехникуме им. Моссовета (с 1955 г.), Текстильном институте. В 1950-е гг. Мерцалова — художник-модельер в системе треста «Мосиндодежда», консультант-искусствовед в Опытно-технической лаборатории Роспромсовета.
В 1957–1958 гг., будучи старшим научным сотрудником НИИ истории и теории изобразительных искусств Академии художеств СССР, М. Н. Мерцалова собирала материалы для издания, посвященного истории русского интерьера XIX века.

На протяжении двадцати лет, начиная с 1960-х гг., Мария Николаевна Мерцалова сотрудничала с киностудией «Мосфильм». С ее участием в качестве консультанта по историческому костюму создавались фильмы ведущих отечественных режиссеров: «Андрей Рублев» А. Тарковского, «Борис Годунов» С. Бондарчука, «Бег» А. Алова и В. Наумова, «Дворянское гнездо» А. Михалкова-Кончаловского, «Несколько дней из жизни И. И. Обломова»
Н. Михалкова и другие. Тогда же Мария Николаевна занималась разработкой единой схемы учета и описания постановочных средств «Мосфильма»: костюмов, предметов реквизита и мебели.
В 1968 г. вышла в свет первая книга М. Н. Мерцаловой «Дети в  мировой живописи», а вслед за ней монографии, посвященные истории костюма и моды: «История костюма» (1972), «Поэзия народного костюма» (1975, 1988).
В 1993–2001 гг. был издан капитальный труд Мерцаловой: 4-х томная монография «Костюм разных времен и народов».

В Театральную библиотеку материалы Марии Николаевны Мерцаловой были переданы в 2014 г. ее наследником, Кириллом Николаевичем Барановским, при активном содействии Ирины Владимировны Фадеевой, издателя трудов Мерцаловой. В архивном собрании библиотеки был образован фонд М. Н. Мерцаловой (Ф. 67).
Год спустя интереснейшие документы архива впервые демонстрировались на выставке «Канва судьбы Марии Мерцаловой».
В 2022 г. со дня рождения Марии Николаевны Мерцаловой исполнится 110  лет.

Отчет о командировке в Кострому и Ярославль (музеи-заповедники) М.Н. Мерцаловой и Н.А. Самойловой. Сбор материала по русскому народному костюму для книги «Художественные принципы создания современного сценического костюма». [1968]
Отчет о командировке в Кострому и Ярославль (музеи-заповедники) М.Н. Мерцаловой и Н.А. Самойловой. Сбор материала по русскому народному костюму для книги «Художественные принципы создания современного сценического костюма». [1968]
Тициан «Лавиния» – художественная открытка; фотография М.Н. Мерцаловой по мотивам картины Тициана. [1950-е]
Тициан «Лавиния» – художественная открытка; фотография М.Н. Мерцаловой по мотивам картины Тициана. [1950-е]
М.Н. Мерцалова. Материалы к книге «История костюма». [1960-е – начало 1970-х]
М.Н. Мерцалова. Материалы к книге «История костюма». [1960-е – начало 1970-х]
Зарубежная мода: силуэты Кристиана Диора. [1950-е]
Зарубежная мода: силуэты Кристиана Диора. [1950-е]
Политехникум им. Моссовета. Экзаменационный билет, подписанный М.Н. Мерцаловой. [1960-е]
Политехникум им. Моссовета. Экзаменационный билет, подписанный М.Н. Мерцаловой. [1960-е]
Конспект к курсу «История одежды». Составлен преподавателем Политехникума им. Моссовета М.Н. Мерцаловой. 1962
Конспект к курсу «История одежды». Составлен преподавателем Политехникума им. Моссовета М.Н. Мерцаловой. 1962
Мария Николаевна Мерцалова. [1950-е]
Мария Николаевна Мерцалова. [1950-е]
Мария Николаевна Мерцалова. [1930-е]
Мария Николаевна Мерцалова. [1930-е]
Мария Николаевна Мерцалова. [1960-е]
Мария Николаевна Мерцалова. [1960-е]
Фотография к книге М.Н. Мерцаловой «Поэзия народного костюма». (М., 1975)
Фотография к книге М.Н. Мерцаловой «Поэзия народного костюма». (М., 1975)
Фотография к книге М.Н. Мерцаловой «Поэзия народного костюма». (М., 1975)
Фотография к книге М.Н. Мерцаловой «Поэзия народного костюма». (М., 1975)
Доклад старшего художника Общесоюзного дома моделей Л. К. Ефремовой
о поездке в Париж с 26 января по 6 февраля 1960 г. Фрагмент

М. П. Троянский

Михаил Петрович Троянский (1905–1954)
театральный режиссер, искусствовед, в 1950–1954 гг. —
директор Ленинградской государственной Театральной библиотеки им. А. В. Луначарского.

В юности Троянский учился и работал в Москве и в Ленинграде.
В 1930-е гг. много лет провел в Средней Азии, руководил театрами в Ташкенте, Коканде, Ленинабаде, работал в Таджикской государственной филармонии.
Во время Великой Отечественной войны находился на Ленинградском фронте, откуда при любой возможности отправлял письма и открытки в блокадный Ленинград, в котором оставалась его жена, Мария Георгиевна Троянская.
Демобилизовался в сентябре 1945 г. по состоянию здоровья.
Был награжден Орденом Красной Звезды, медалями «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
В 1950-е гг. Михаил Петрович Троянский работал над составлением «Подневного репертуара Российского театра в Петербурге. 1757–1832 гг.». В этом капитальном труде он подтвердил, что труппа Александринского театра, открытого
в 1832 г., стала продолжением первой профессиональной драматической труппы русского театра, созданной по указу императрицы Елизаветы Петровны в 1756 году. С даты указа и стали отсчитывать историю Александринского театра, а также историю Санкт-Петербургской Театральной библиотеки, ведь ее возникновение неразрывно было связано с деятельностью русской драматической труппы. Так, благодаря Троянскому, театр и библиотека обрели свой официальный день рождения.

Зная о заслугах Михаила Петровича Троянского — директора библиотеки, о его вкладе в  дело изучения истории русского театра, подробности его биографии мы знали лишь по служебным анкетам, сохранившимся в архивах. В библиотеке и других хранилищах не удалось обнаружить фотопортреты Троянского, ничего не было известного о его родственниках и наследниках.
Этот пробел удалось восполнить благодаря счастливому стечению обстоятельств — нам помогла страница Театральной библиотеки в социальной сети ВКонтакте. С ее помощью наследники Троянского сами вышли на связь с библиотекой, и в 2016 г. Ирина Михайловна Васильманова передала в наше архивное собрание личный архив Михаила Петровича Троянского, бережно сохранявшийся в семье. В нем находились фотографии Троянского и его родных, его письма с фронта к жене, М. Г. Троянской, и другие документы.

Михаил Петрович был директором библиотеки всего несколько лет, но вписал яркую, значительную страницу в ее историю. Библиотека собирает материалы о своих директорах и очень дорожит документами Троянского.
Его личный архивный фонд (Ф. 70) был обработан в 2019 году, опись доступна для исследователей на сайте библиотеки.

Старший лейтенант Михаил Троянский. [1943–1944]
Старший лейтенант Михаил Троянский. [1943–1944]
Удостоверение М.П. Троянского — студента режиссерского отделения [студии] Театра Рабочей Молодежи (ТРАМ), руководителя Колпинского ТРАМа. 1928
Удостоверение М.П. Троянского — студента режиссерского отделения [студии] Театра Рабочей Молодежи (ТРАМ), руководителя Колпинского ТРАМа. 1928
Мария Георгиевна Троянская. [1930-е–1940-е]
Мария Георгиевна Троянская. [1930-е–1940-е]
Михаил Петрович Троянский (справа) с Борисом Александровичем Курочкиным, актером Уржумского колхозного театра, и костюмером. [1935–1937]
Михаил Петрович Троянский (справа) с Борисом Александровичем Курочкиным, актером Уржумского колхозного театра, и костюмером. [1935–1937]
М.П. Троянский (в центре, в первом ряду) с фронтовыми товарищами. [1943–1945]
М.П. Троянский (в центре, в первом ряду) с фронтовыми товарищами. [1943–1945]
Трудовая книжка М.П. Троянского с записью о назначении директором Ленинградской государственной Театральной библиотеки им. А. . Луначарского. 1950
Трудовая книжка М.П. Троянского с записью о назначении директором Ленинградской государственной Театральной библиотеки им. А.В. Луначарского. 1950
М.П. Троянский с актерами — участниками спектакля. [1930-е– 1940-е]
М.П. Троянский с актерами — участниками спектакля. [1930-е– 1940-е]
М.П. Троянский. Удостоверение личности военнослужащего. 1942
М.П. Троянский. Удостоверение личности военнослужащего. 1942
Открытка с рисунком C.М. Мочалова «Обстрел кончился». С надписью М.П. Троянского. (На обороте — письмо Троянского к жене, М.Г. Троянской, от 5 августа 1944 г.)
Открытка серии «Ленинград в дни Отечественной войны» с рисунком C.М. Мочалова «Обстрел кончился». С надписью М.П. Троянского. (На обороте — письмо Троянского к жене, М.Г. Троянской, от 5 августа 1944 г.)
Письмо М.П. Троянского к жене, М.Г. Троянской. 28 января 1945 г.
Письмо М.П. Троянского к жене, М.Г. Троянской. 28 января 1945 г.
Михаил Петрович Троянский. Вторая половина 1940-х гг.
Михаил Петрович Троянский. Вторая половина 1940-х гг.
Отзывы о выставке "Храним и приумножаем"
Елена
Читатель
Дорогие сотрудники библиотеки!
Спасибо вам огромное за ваш труд, за красивую и познавательную выставку! Успехов вам в Новом году и до скорых встреч!!!
© Санкт-Петербургская государственная Театральная библиотека, 2021
ОСТАВЬТЕ СВОЙ ОТЗЫВ О ВЫСТАВКЕ
Отправляя отзыв, Вы даёте согласие на обработку Ваших персональных данных.